Page 282 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 282

1

         282                                             ГЛАВА  IX

         мраке».   А  в  гимне   (I,  164,  32,  33)  оно  стран-
         ствует  в  глубине   неба  и  земли,  а  затем  перехо-
         дит  к   небытию    («нир-рити»),   что   определяется
         профессором    Максом    Мюллером      как   «исход   на
         запад».  Но   опять-таки   в  гимне  (X,  114,  2)  упо-
         минаются   три  небытия,   явно  соотносимых    с  тремя
         землями   и  тремя  небесами,   а  в  другом  месте  Риг-
         веды   (X,  161,  2)  объятия  небытия   уподобляются
         смерти.  Так,  говорится   (X,  95,  14),  что  Пурура-
         вас  ушел   в  отдаленную    область  и  успокоился    в
         объятиях   нир-рити,  тогда  как  Маруты    описывают-
         ся  как  вздымающиеся      в  небо  из  бездонной  нир-
         рити  (VII,  58,  1).
            Все  эти  пассажи,   рассмотренные    вместе,  пока-
         зывают,   что  нир-рити,   или  область  смерти   и  ис-
         чезновения,   начиналась    на  западе,  и  солнце,  по-
         гружаясь   в  темноту  при  прохождении    дальней   об-
         ласти,  возрождалось   всегда  на  востоке,  выходя   из
         объятий   нир-рити.   Все  это  его  движение   обрисо-
         вывается   не  только  в  верхнем  небе,  но  и  на  сто-
         роне,  противоположной    небосводу,  по  которому   оно
         проходит   перед  погружением     в  нир-рити.   Други-
         ми   словами,   нир-рити    пролегает   под   землей   с
         запада  до  востока,  а  поскольку   область   под  тре-
         мя  землями   выразительно    описывается    в  Ригведе,
         три  нир-рити    должны     восприниматься     как   три
         области   под   землей,   соответствующие     тройному
         делению   земли   или  неба.  Поэтому   надо  признать,
         что  Циммер   прав,  утверждая,   что  солнце   двигает-
         ся  сквозь  «раджас»   под  землей   во  время  ночи   и
         ведические    поэты   имели   представление    об  этом
         нижнем    « раджасе  ».
            Есть   в  Ригведе   и   другие   места,   полностью
         подтверждающие      этот  взгляд.  Соответствуя    опре-
         делению   «раджаси»,    то  есть  «два  раджаса»,  при-
         меняется   двойственное   число  и  в  другом  случае,  а
         именно,   «убхау   ардхау»   —  «две  половины»,     что
         применительно     к  небу  обозначает   «две   небесные
                                                                  J
   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287