Page 281 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 281
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 281
мула «три земли» относится к одной и той же
земле, рассматриваемой как тройная. И посколь-
ку Ашвины описываются как защищающие небо-
свод, двигаясь над «тремя землями», и ясно, что,
будучи контрастом небу, нижний мир, лежащий
под тремя землями, как небо над ними, так и оп-
i, ределялся, а не как три слоя самой земли. Встре-
г чая оба эти определения в Ригведе, нельзя уже
•, сомневаться в том, что неверна гипотеза о якобы
| не знающих ничего о нижнем мире ведических
§ бардах.
?| Кажется, Уоллес предполагал, что поскольку
• | «раджас» считается трехслойным подобно земле и
* поскольку высший «раджас» упоминается как ме-
й сто вод, то не остается в ведическом «раджасе»
* места для области под землей: ведь один из
трех «раджасов» принимается за землю, второй —
'" за небо, а третий — это высший «раджас», мес-
то вод. 1 Но это неприемлемо, ибо в Ригведе
I упоминается шесть «раджасов» (I, 164, 6). Мы
можем, таким образом, предположить, что три
из них были над землей, а три — под ней, и
;
<- этим предположительно решить затруднение,
^ указанное Уоллесом. В некоторых гимнах три
«раджаса» могут быть восприняты как земные —
1 один из них может находиться над землей, а
последний — под нею (X, 82, 4). В гимне же
' (I, 35, 2) описывается, как бог Савитрь движется
сквозь темный «раджас», а в следующем стихе
4 нам сообщают, что он приходит из отдаленной об-
ласти, то,,есть «отдаленная» и «темный» здесь —
синонимы. И солнце (Савитрь) восходит после
4
" прохождения через темный «раджас». Описание ут-
реннего восхода из океана (I, 163, 1; VII, 55, 7)
указывает, что он противолежит тому океану, в
t который солнце заходит (X, 114, 4), и это по-
„, истине океан под землей. В гимне (I, 117, 5)
f> солнце «спит в руках небытия» и «пребывает во