Page 292 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 292

292                                              ГЛАВА IX

       жением    солнца.   Это  были   фраваши,    кто  явился
       причиной    начала  движения    вод  и  солнца,  которые,
       как   сказано,   «недвижимы     были   в  одном   и  том
       же   месте».  Профессор    Дж.   Дармштетер     считает,
       что   это  зима  прекратила    их   движение,    он  при
       этом   цитирует    и  обсуждает    пассаж   из   «Венди-
       дада»   (V,  10,  12;  VIII,  4-10).  Фраваши    описы-
       ваются   (Яшт,   XIII,  78)  как  «разрушающие     прес-
       тупные    намерения   врага  Ангры    Майнью    (вариант
       Вритры    в  Авесте),  желавшего,    чтобы   воды   оста-
       новились   и  растения  не  росли».  В  «Ясне»  (LXV   —
       у  Шпигеля:    LXIV  —  6)  фраваши,   которые   «вознес-
       ли   вверх  потоки    вод  от  ближайших»,     призыва-
       ются   прийти   к  жертвователю,    а  дальше   в  тексте
       о  водах  их  просят   «задержаться    на  своих  местах
       в   покое,   пока   не   предложит    Заота»    (вариант
        санскритского   названия   жреца    Хотара).  Это  явно
       указывает    на  то,  что   эта  жертва   должна    быть
        предложена    призывающим       жрецом,    чтобы   обес-
       печить    освобождение     току  вод.   Есть  и   другие
       упоминания     о  текучих  водах  (Яшт,   X,  61)  в  ска-
        заниях  парсов,  но  приведенных    выше    достаточно,
       чтобы   доказать   нашу   точку  зрения.

           Главная   трудность  в  рациональном    объяснении
        легенды   о  Вритре  состоит  в  доказательстве   связи
        между   током   вод  и  появлением   зари,  и  пассажи
        из  «Фарвардин-яшта»,      приведенные    выше,    дают
        нам  возможность    оправданно   доказать   эту  связь.
           В  «Вендидаде»   имеются   два  пассажа,  указываю-
        щие  на  период,   в  течение   которого  эти   воздуш-
        ные  воды   прекратили     свое  течение.  Их   необхо-
        димо  процитировать     здесь,  поскольку   они   броса-
        ют  свет  на  циркуляцию    воздушных     вод.
           Выше   говорилось,    что,  по  соображениям    про-
        фессора  Дж.  Дармштетера,     эти  воды  останавлива-
        лись  на  зиму.  Но  выяснение    вопроса   содержится
        четко  в  фаргардах  V  и  VIII  «Вендидада»,  где  Аху-
        ра  Мазда  объявляет,   как  следует  обходиться   с  те-
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297