Page 289 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 289
' ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 289
дают обратно в нижний океан. Часть этих вели-
. ких вод попадает на землю в виде дождя, а вме-
сте с ним и в виде семян растений, произраста-
ющих на земле. И это бывает результатом обя-
зательных жертвоприношений рекам. В «Венди-
даде» описывается (V, 19 /56/) дерево, хранящее
, в себе все эти семена. Оно растет посреди моря
Воурукаши, и воздушные воды снимают с него
эти семена, уносят в небо, а оттуда отсылают на
землю с дождями. Эта идея встречается и в Риг-
веде (I, 23, 20), ,в рассказе о том, как жерт-
вователь повествует, что Сома сказал ему о ле-
чебных средствах (о травах), хранящихся в водах.
Мы видим, таким образом, в этом закончен-
ную повесть о космической циркуляции воздуш-
ных вод и о появлении земных вод и растений,
• порождаемых ими. Нижний мир, или нижняя не-
бесная полусфера,— это «дом» всех вод. Вырази-
тельно говорится о том, что он со всех сторон
охвачен горной цепью вод Хара Березайте. Ког-
• да открывается путь для воздушных вод, они
_ поднимаются вверх, проходят сквозь верхнюю по-
лусферу и снова опускаются в море Воурукаши,
или в нижний океан, породив за время этого
своего движения оплодотворяющий землю дождь,
рассеивающий семена всех растений на земле.
Необходимо, однако, почитать небесные воды и
приносить им жертвы ради их благосклонного
отношения, ибо может быть и так, что они по-
вернут в область солнца и лишат нас дождевой
влаги. rf
Невозможно проникнуть в глубинный смысл
легенды о Вритре без того, чтобы сначала не
представить себе истинную природу небесных вод
и значение их движения в понимании всего это-
го предками индоиранских народов. Как заметил
Дж. Дармштетер, они верили в то, что небесные
воды и свет возникают из одного источника и
Ю-2398