Page 291 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 291
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 29±
перты этим демоном коровы (IV, 3, 11; I, 71, 2)
и которую взломали Ангирасы.
Такое разъяснение сути легенды о Вритре мо-
жет показаться многим ученым странным, но
следует помнить, что и восход солнца, и появле-
ние зорь связываются с током воды,— это не плод
воображения. И если ведическая литература не
выражает это в абсолютно недвусмысленной фор-
ме, то ведь Писание, парсов полностью снимает
все сомнения. Так, в «Хуршед-яште» (VI, 2, 3)
мы читаем: «Когда восходит солнце, земля очи-
щается и очищаются текучие воды... Если бы не
взошло солнце, тогда даэвы разрушили бы все,
что есть в семи каршварах». Описания в «Фар-
вардин-яште» еще более выразительны. Этот яшт
посвящен восхвалению фравашей (которые соответ-
ствуют понятию «питри» в Ригведе). Эти души
древних предков часто описываются (даже и в Риг-
веде) как участвующие вместе с богами в процес-
се созидания космических феноменов. Так, про пит-
ри повествуется, что они украшали небо звездами,
ночам они дали тьму, а дню — свет (X, 68, 11)
или же нашли скрытый свет и одарили им
зарю (VII, 76, 4; X, 107, 1).
В сказаниях парсов мы видим то же самое,
или подобные же подвиги, приписываемые фра-
вашам. О них говорится (Яшт, XIII, 53, 54), что
они «показали прекрасные пути водам, которые
до этого долго были неподвижными, не имея те-
чения», а после этого начали течь «по пути, со-
зданному Маздой, вдоль пути, сделанного бога-
ми, по водной назначенной им дороге». Сразу
после этого (Яшт, XIII, 57) они также «показа-
ли путь звездам, луне, солнцу и бесконечному
свету, которые до этого долго пребывали недви-
жимы на одном месте из-за подавления даэвами
и насилия даэвов». Здесь мы видим четко обоз-
наченную корреляцию между течением вод и дви-