Page 287 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 287

ВЕДИЧЕСКИЕ  МИФЫ   О  ПЛЕННЫХ  ВОДАХ                   287

      как   свет  входит  через   Эльбурз   (Хара  Березайте,
      гора,  окружающая      землю)   и  выходит   через  Эль-
      бурз,   вода  так   же   приходит    через   Эльбурз   и
      уходит   через   Эльбурз».
         В   Ригведе   воды   описаны    идущими     по   пути
      богов  (VII,  47,  3),  подобно  почти   тому  же   пути
      вод  в  Авесте,  где  они   следуют   по  пути,  создан-
      ному   Маздой,   или   пути,  созданному   богами.   По-
      добно   водам  Авесты,   воды  Ригведы   тоже   стремят-
      ся  к  цели  —  к  океану  и,  пройдя  воздушными    пу-
      тями,   неизменно   впадают   в  рот  Варуны.  Но  Авес-
      та  дает  нам   ключ   к  установлению    связи   вод  со
      светом   в  недвусмысленных       терминах,    так  как,
      по  замечанию     профессора   Дж.  Дармштетера,     она
      ясно   говорит,  что  оба  эти  естества  имеют   общий
      источник,    и  в  первом   из  вышеприведенных       от-
      рывков    просят    быстроконное     солнце   следовать
       «по  пути  вод  наверху  в  небесах».  В  «Абан-яште»
      (V,  3)  река  Ардви   Сура   Анахита   мощно    сбегает
      с  высоты    Хукайрья    к  морю   Воурукаши.    Подоб-
      но  этому,   реку  Сарасвати   в  Ригведе  молят   спус-
      титься   с  высокой   горы   в  небе  ради  жертвопри-
      ношений     (V,  43,  11).  Это  две  воздушные    реки,
      но  о  них  говорится,   что,  спустившись   на  землю,
      они   наполняют    все  земные   реки.   А  под  земны-
      ми   реками   понимаются    все  вещи,  имеющие     жид-
      кую   природу   —  сок  растений,   кровь  и  т.  п.,  чем
      указывается    на  то,  что  они   происходят   от  выс-
      ших    воздушных     вод  при   посредстве   облаков   и
      дождей.    И   дальше    Писание     парсов   сообщает,
      что   межд^г  землей   и  областью   бесконечного    све-
      та  («параме   вьоман»    в  Ригведе)  существует    три
      промежуточные      области:   звездная,   где  хранятся
      семена   воды  и  растений,  лунная   и  солнечная  наи-
      высшая    (Яшт,  XII,  29-32).  Поэтому,   когда  в  Риг-
      веде  говорится   о  наивысшем     раджасе   как  о  мес-
      те  пребывания    вод,  это  не  следует  воспринимать
      как   то,  что  утверждает    Уоллес,  то  есть  что  не
   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292