Page 358 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 358
358 ГЛАВА X
дели, что со времени существования школы Ни-
рукты слово «гора» («парвата») было объясняемо
неверно, хотя эта школа и внесла немалый вклад
в дело анализа Вед, несмотря на то, что иногда
и заходила слишком далеко в своих этимологи-
ческих изысканиях.
Связь нижнего мира вод с горами и мраком
следует считать установленной, а легенды о
Вритре, Бхуджье, Саптавадхри, Трите и т. п.
указывают на то, что воды представляли собой
убежище для сил зла и место проведения сраже-
ний с ними. Подтверждается также и то, что в
течение определенной части года там появлялись
Сурья, Агни, Вишну и Трита. Это было и тем
местом, где пребывал в своем сне Вишну, пора-
женный какой-то кожной болезнью, где Трита
впервые надел упряжь на- лошадь, в образе кото-
рой было представлено солнце, а Индра впервые
стал всадником (I, 163, 2), сев на нее верхом.
Это было местом, откуда семь рек поднялись в
небо вместе с семью солнцами, освещавшими в
течение семи месяцев древнюю родину арьев, и в
это же место реки вместе с солнцем спускались
по истечении срока. И воды эти были теми са-
мыми, которые порождали земные водоемы, на-
полняя их влагой дождей, проливаемых ими при
протекании через небо. Считалось, что эти воды
текут под тремя землями, образуя в своем движе-
нии с запада на восток то место, где рождалось
солнце и другие утренние божества, как указы-
вается в Ригведе. В этом месте Вритра скрывал
коров в каменном стойле, здесь царили Варуна и
Яма и "тфебывали в покое и довольстве питри —
души предков.
Что же касается разделения на части этой вод-
ной области, то мы можем видеть, что ведичес-
кие барды усматривали в этом разделении пол-
ную аналогию с землей и небесами. Этих частей