Page 354 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 354
354 ГЛАВА X
речь идет о древней родине арьев, где солнце
было над горизонтом только восемь месяцев. Ес-
ли мы персонифицируем объекты этой легенды,
эти три части года, то встретимся с легендой о
трех братьях, повествующей о том, что два стар-
ших брата, сговорившись, столкнули третьего в
яму мрака. Это и есть повесть о Трита Аптье в
Ригведе, или о Тхраэтаоне в Авесте.
Саяна в своем комментарии цитирует пассаж
из «Тайттирийя Брахманы» (III, 2, 8, 10-11), а
также говорит об истории Шатья-янинов, где при-
водится легенда о трех братьях, носивших имена
Эката, Двита и Трита, то есть Первый, Второй
и Третий. Два старших бросили Триту в коло-
дец, откуда его извлек Брихаспати. Но в Ригве-
де Эката нигде не упоминается, а Двита встреча-
ется в двух гимнах (V* 18, 2; VII, 47, 16). В
первом из этих гимнов он упоминается как про-
рок, и ему приносят жертвы (частично неполно-
ценные), а во втором просят Ушас, чтобы она
увела дурной сон к Двите и Трите. Граммати-
чески слово «трита» означает «третий», и в
гимне (VI, 44, 23) слово «тритешу» использова-
но в значении числительного, определяющего сло-
во «рочанешу», что в целом имеет значение «в
третьей области».
В качестве ведического божества Трита име-
нуется Аптья, то есть «рожденный водой» или
«пребывающий в воде», согласно пояснению Сая-
ной гимна (VIII, 47, 15). Он упоминается неодно-
кратно в роли помощника Марутов и Индры при
убийстве демона, или силы мрака, вроде Врит-
ры. Так, в гимне (X, 8, 8) говорится, что поощ-
ряемый Индрой Трита убил трехглавого сына
Тваштри и освободил коров. В другом гимне
(X, 99, 6) мы читаем, что Индра одолел громко
рычавшего шестиглазого демона, и Трита, укреп-
ленный этим в своих силах, убил вепря ору-