Page 361 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 361
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ Ш
сочетания и посмотреть, насколько широко они
встречаются в ведической литературе.
Начнем с солнца. Оно описывается как семи-
конное (V, 45, 9), а его колесница — как влеко-
мая семью конями и имеющая семь колес, или
одного коня о семи головах (I, 164, 3). Указыва-
ется, что эти семь коней гнедой масти (I, 50, 8),
но в гимне (IX, 63, 9) говорится, что в его
колесницу впряжены десять коней, а в гимне
(I, 164, 14) сказано, что колесо бога года тоже
влекут десять коней. В Атхарваведе же указыва-
ется, что колесница солнца восьмиконная (XI, 4, 22).
В Ригведе же и Индра именуется богом, у ко-
торого семь лучей, и семилучевой называется его
колесница (II, 12, 12; VI, 44, 24), тогда как в
гимне (V, 33, 8) его влекут десять белых коней,
а в гимне (VIII, 24, 23) он назван «десятым но-
вым» («дашамам навам»). В «Тайттирийя Аранья-
ке» (III, 11, 1) Индра назван десятизначным, и тут
следует отметить, что и в Авесте, в «Бахрам-
яште», говорится о десяти воплощениях Веретрагхны
(Вритрахана), и это особо подчеркивается. Среди
тех, кому Индра покровительствует, мы видим
Даша-дью, то есть Десятикратно светящего (I, 33,
14; VI, 26, 4), но некоего Дашони, имевшего де-
сять рук, или помощников, и также Даша-майу,
обладателя десяти иллюзий, он подчинил Дьотане
(VI, 20, 8). В другом месте указывается, что Да-
шони и Даша-шипра находятся вместе с Индрой,
когда он пьет сому у Сьюмарашми (VIII, 52, 2).
Колесницы же бога Сомы и Пушана описыва-
ются как пятцлучевые и семиколесные (II, 40, 3),
а в гимне (IX, 97, 23) у Сомы десять лучей.
В ряде гимнов Агни именуется семилучевым
(I, 146, 1; II, 5, 2), и о его конях говорится, что
У них семь языков (III, 6, 2), но в другом мес-
те (I, 141, 2) об Агни говорится, что он «даша-
прамати» — «десятикратно укрывающийся», и де-