Page 359 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 359
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 359
было три, семь или десять и в нижнем мире, и
на земле, и в небе. Итак, мы видим, что пра-
вильное концептуальное понимание всех сведе-
ний о подземных водах и об их движении со-
вершенно необходимо для объяснения истинного
значения многих ведических легенд, а также и
легенд в Пуранах, хотя следует указать, что в
последних сюжеты основаны не только на Ве-
дах, но и на других источниках. И если не по-
нимать характера вод как универсального и все-
объемлющего, многие сюжеты гимнов Вед пред-
станут как темные, запутанные и таинственные.
Поэтому я объединил здесь основные характерис-
тики, относящиеся к божествам, упоминаемым в
связи с водами ведическими поэтами, и обсудил
эти вопросы на предыдущих страницах.
В постведической литературе многие из этих
характеристик относят к соленым водам океана и
других наземных вместилищ вод. Укажем, что
греческое слово «океанос», фонетически сближа-
ющееся с санскритским «ашаяна» («обволакиваю-
щий»), вошло почти во все европейские языки.
Раннесредневековый поэт Бхартрихари в поэме
«Вайрагья Шатака» восклицал: «О, как простор-
но, велико и терпеливо тело океана! Здесь поко-
ится во сне Кешава (Вишну), здесь пребывают
враги (Вритра и другие демоны мрака); здесь
лежит и владыка гор, ищущий убежища, и здесь
же скрывается Морской огонь (подводное пламя)
вместе со всеми самвартаками (облаками)».
Эти сугова суммируют легенды Пуран, относя-
щиеся к океану, и можно увидеть, что каждая из
них основана на ведических представлениях о ха-
рактере и о движении воздушных вод, которые
являются основным материалом, использованным
для создания мира. После таких слов не требует-
ся уже пояснять, почему Апах — «воды» — заняли
такое важное место в пантеоне Вед.