Page 363 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 363
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 363
десять златоподобных царей, и о десяти не прино-
сящих жертв царях говорится в гимне (VII, 83, 7).
И Атхарваведа указывает, что было только десять
древних богов (XI, 8, 10).
По этим указаниям видно, что в одном месте
упоминаются семь коней солнца, а в другом —
десять; равным образом мы видим указания на
семь молитв и десять молитв; семь земель и де-
сять земель; семь коровьих стойл и десять и т. д.
Так двойные указания не всюду могут быть чет-
ко объяснены во всех случаях, но в целом не вы-
зывает сомнений то, что ряд упомянутых выше
объектов воспринимается как распадающиеся на
два образа — семизначный и десятизначный. К это-
му двойному делению следует добавить и трой-
ственное — три неба, три земли, три нижних
мира, а также одиннадцатикратное деление бо-
гов в небесах, и земли, и вод, о чем говорилось
выше. В Атхарваведе же упоминаются девять зе-
мель, девять океанов и девять небес (XI, 7, 14),
и это же встречается в «Атхарваширас Упани-
шаде ».
Теперь ясно, что предложенная Яской теория не
поможет в объяснении всех этих категорий деле-
ния. Можно предположить, что было принято де-
ление на три для таких объектов, как небо, земля
и нижний мир. Но как нам тогда объяснить все
другие деления, от семи до одиннадцати? Нас-
колько мне известно, не было сделано попыток
обосновать принцип такого подхода, определяюще-
го все эти классификации. Но теперь аналогии,
касающиеся семи жрецов, Навагвов и Дашагвов,
могут подсказать нам возможную причину этих
разных способов разделения. Например, то, что
солнце имеет то семь, то десять коней, выглядит
естественно относящимся к семи или десятимесяч-
ным периодам солнечного света, что описано