Page 372 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 372

372                                              ГЛАВА  X

      немало   моментов    в  Ведах,   которые   могут   быть
      точнее,  чем  теперь,  объяснены   посредством   аркти-
      ческой  теории.   Например,    мы   можем    сейчас  по-
      нять,  почему  Митра   и  Варуна  воспринимались    как
      два  взаимно   соответствующих     друг  другу   бога  —
      по  нашей    теории,   они  должны     были   представ-
      лять  собой  свет  и  тьму,  длившиеся     по  полугоду
      на  родине  арьев,  а  Варуна   мог  прекрасно   описы-
      ваться  как   «обнимающий     (охватывающий)      ночи»
      (VIII,  41,  3).
         Но  мы  здесь  не  можем   углубляться   во  все  это.
      Я  намеревался    только   убедить   читателей   в  том,
      что  многие   эпизоды   в  ведических    мифах   не  мо-
      гут  быть  объяснены    по  теории   ежедневной    борь-
      бы  света   с  мраком    или  же   победы    весны   над
      зимой,  или   же  борьбы   бога  гроз  с  облаками,  по-
      тому  что,  идя  этими   путями,   мы   не  сможем   по-
      нять,  почему   Вритру  убивают    один  раз  в  год,  по-
      чему  воды   и  свет  описываются    как   освобождаю-
      щиеся   именно    в  миг  убийства   Вритры,    или   же
      почему   бой  Индры   с  Шамбарой,    как  указывается
      в  Ригведе,   начинался    на  сороковой    день  осени
      («шарад»).   Мы   не  сможем   также   понять,   почему
      эта  битва  происходила    в  отдаленной   области,  по-
      чему   Диргхатамас    описывается    как  постаревший
      при  наступлении     десятой  юги,   почему   Мартанда
      был   отброшен    как  мертвый    сын   Адити,   почему
      Трита,   то  есть  Третий,  провалился    в  яму,  или,
      опять  же,  почему  третий   шаг  Вишну    считался  не-
      видимым.
         Мы    теперь   можем    увидеть,    что   не  только
      эти,  но  и  другие  эпизоды   ведических    мифов   мо-
      гут  быть  удовлетворительно    объяснены,   и  их  суть
      прямиком    направляет   нас  к  тому,  чтобы  опереться
      на  арктическую    теорию.   Ведь  в  легендах   об  Ин-
      дре  и  Вритре,  о  Саптавадхри,    об  Адити   с  ее  се-
      мерыми    здоровыми    сыновьями     и  одним   недоно-
      шенным,    о  колесе  Сурьи   или   же  о  Диргхатама-
   367   368   369   370   371   372   373   374   375   376   377