Page 367 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 367

ВЕДИЧЕСКИЕ  МИФЫ   ОБ  УТРЕННИХ  БОЖЕСТВАХ            367

     тс  ним  всем.  И  мы  видим,   что  он  однажды    име-
     нуется  семиротым    и  семиглавым,   а  в  другом  гим-
     ле  —  десятиротым   и  десятиглавым   (IV,  50,  4),  так-
     эке  и  в  Атхарваведе    в  гимне   (IV,  6,  1).  Этот
     Брихаспати    связан  в  тексте  с  историей  Сарамы   и
     с  «народом   пани»,   и  о  нем  сказано,  что  он  по-
     могал   Индре   в  нахождении    коров  и  даже   совер-
     шил   сам   этот  подвиг   (I,  83,  4;  X,  108,  6-11).
     О  Брихаспати    говорится   и  что  он  потерял    свою
     жену,   которая   была  ему  возвращена    богами.   Это
     явный   сюжет   о  возвращении   зари  человеку,   кото-
     рого  тут  представляет    Брихаспати,   то  есть  глав-
     ному   жертвователю.
        В  «Тайттирийя   Араньяке»   (I,  12,  3-4)  Индра  опи-
     сывается   как  любовник    Ахальи,   и  этот  миф  объ-
     яснялся   как  относящийся     к  заре  и  солнцу  —  так
     понимал    это,   например,    такой   ортодоксальный
     ученый,   как  Кумарила.    В  более  поздней   "литера-
     туре  Ахалья   описывается    как  жена  риши    Готамы
     (чье  имя  значит  «имеющий     много  коров»),  но  все
     же  нетрудно   воспринять    историю   об  Ахалье  (имя
     которой    Макс    Мюллер      связывает    со   словом
     «ахан»  —  «день»)  как  изначальную   историю   о  заре,
     или   же  как  версию    легенды   о  Брахмаджае,    из-
     ложенную     в  гимне  (X,  109).
        Эти   факты    очень  значительны     и   заставляют
     вдуматься   в  некоторые    данные   «Рамаяны».     Ска-
     жем   сразу,  что  глубокое   проникновение     в  исто-
     рическую    основу  этого  великого   индийского    эпо-
     са  не  входит   в  задачи   данной   нашей    книги  —
     здесь  анализируются      ведические   мифы,    и   если
     мы   упоминаем    этот  эпос,  то  лишь  с  намерением
     указать  на  те  моменты    сходства   с  ним,  которые
     нельзя   не  заметить,  ибо  они  поразительны.     Весь
     главный   сюжет   «Рамаяны»     изложен   столь  деталь-
     но,  что  в  общем   виде   он  несет  на  себе  печать
     своего  исторического    происхождения.      Но  и  при
     этих  условиях   мы  должны    объяснить,  почему   про-
   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371   372