Page 370 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 370

370                                              ГЛАВА X

     Так,  Елена   подобна  Сараме   в  Ведах,  имя   Париса
     происходит    от  этнонима    «пани»   и  т.  п.  Но  та-
     ким   путем   все  же  не  удастся  возвести   к  Ведам
     все  имена   в  «Илиаде».
        Привлекает     внимание    все-таки   то,  что   и  в
     греческой   и  в   индийской    мифологии    сохраняет-
     ся  след  древнейшего  наследия   —  легенды   о  возвра-
     щении    к  покинутому     мужу   его  жены-зари.    Не
     следует  нам  также   удивляться   и  тому,  что  в  «Ра-
     маяне»    и  «Илиаде»    встречаются    поразительные
     совпадения   —  некие  общие   элементы    древних   ми-
     фов  проявляются    в  обеих  поэмах,  хотя  и  в  разно-
     локальной    окраске.  Утверждение,     что  «Рамаяна»
     была   заимствована    из  «Илиады»,     не  имеет   ни-
     какого   смысла.  Суть,   видимо,   в  другом,  а  имен-
     но  в  том,  что  и  Вальмики,   и  Гомер   воспроизве-
     ли  древний   сюжет,    сохранившийся     в  мифологии
     обоих   народов,   имеющих     общее   происхождение.
     А.  Вебер  указал,   что  в  буддийской     «Дашаратха
     Джатаке»    Сита   предстает   как  сестра,  а  не  суп-
     руга  Рамы,    и  этот  ученый    считает,   что  такой
     вариант   сюжета   наиболее   древний,   так  как  брат-
     ско-сестринские    браки   были   столь  же   изначаль-
     ны,  как   сам  Адам.   По   мнению    Теланга,   будди-
     сты   переиначили    брахманский     эпос,  что  наибо-
     лее  вероятно.  Но   все  же,  поскольку  ряд  черт  ве-
     дических    мифов    о  заре  частично    сплетается   с
     главной   исторической     темой   эпоса,   мы   можем
     предположить,     что   указанный     буддийский     ва-
     риант  был   порожден    попыткой,   относящейся    еще
     к  добуддийскому     времени,   уподобить    Раму   богу
     Сурье,   который    в  Ригведе    описывается    и   как
     брат,  и»как   возлюбленный     зари  (VII,  75,  5;  VI,
     55,  4-5;  X,  3,  3).

        Я  уже  указывал,    что  сюжет   этот  слишком   об-
     ширен,    а  поэтому   здесь  невозможно     полностью
     его  проанализировать.     Моей    целью   было    пока-
     зать,  что  существуют,    как  мне   видится,  некото-
   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374   375