Page 368 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 368
368 ГЛАВА X
тивником Рамы выступает десятиглавое чудови-
ще, а также почему отец Рамы носит имя Даша-
ратха, то есть «владелец десяти колесниц».
Десятиглавое чудовище не может однозначно
восприниматься как исторический персонаж, и
это выглядит похожим на то, что автор эпоса
умело ввел в главный его сюжет некоторые дан-
ные ведических мифов. Мы видели выше, что в
числе врагов Индры встречаются такие, как Да-
шони или Дашамайа, в битве, именуемой Даша-
раджна, участвуют десять неправедных царей, но-
сителей демонической сути, сражавшихся против
Судаса. Эти десять не приносящих жертвы царей
могут вполне быть восприняты как один царь с
десятью головами, то есть как десятиглавое чудо-
вище, и это вполне соответствует такому приему
в мифоэпическои литературе, как описание Бри-
хаспати, главного среди десяти Ангирасов, имею-
щего десять голов и десять ртов. А тот факт, что
в «Рамаяне» брат десятиглавого демона ежегодно
засыпал на шесть месяцев, тоже указывает на
связь сюжета с темой Арктики.
Профессор А. Райе в своих «Гиббертовских лек
циях» цитирует слова Плутарха, что жители
Пафлагонии* считали своих богов пребывавшими
в затворе всю зиму, и их освобождали только к
лету. Он поясняет эту легенду как указание на
временное подавление силами мрака сил света ь
период длительной арктической ночи. Соглашаясь
с этой точкой зрения, мы можем думать и с
том, что десятиглавый враг Рамы, демон Равана,
также подавлял богов, пока Рама не освободил
их от* него.
В «Рамаяне» есть и еще персонаж, требующий
разъяснения,— Хануман, обезьяна, обожествленная
* П а ф л а г о н и я — область Малой Азии, независим^
развивавшаяся до VI века до н. э.