Page 369 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 369

ВЕДИЧЕСКИЕ  МИФЫ   ОБ  УТРЕННИХ  БОЖЕСТВАХ            369


      в  индуизме.   В  Ригведе  есть  упоминание    о  самце-
      обезьяне  («Вришакапи»),     в  образе  которого   пред-
      стает  солнце  в  день  осеннего  равноденствия,    ког-
      да  оно,  если  придерживаться    арктической   теории,
      обсуждаемой    в  данной  книге,  приближается    к  мо-
      менту  ухода   за  горизонт  в  долгую   ночь  нижнего
      мира.   Р.  Пишель   первым    обратил    внимание    на
      то,  что   этот  Вришакапи      является    возможным
      «предком»    Ханумана     в   Пуранах,    а  тот  факт,
      что  Хануман    был  рожден   на  закате,  в  известной
      мере  поддерживает    этот  взгляд.
         Более  того,  Нараяна  Айангар    в  своих  «Очерках
      индоарийской     мифологии»     указывает,   что  и  ге-
      роиня   «Рамаяны»    Сита,  жена   Рамы,   может   быть
      возведена   к   слову   «сита»   в  Ригведе,   где   оно
      обозначает   борозду   в  земле*,  и поклоняющиеся    ей
      люди   просят   ее  даровать   им  богатство   (урожай)
      (IV,  57,  6—7).  В  «Рамаяне»   Сита   была   порожде-
      на  землей   и  закончила   свои  дни,   будучи   погло-
      щена   ею.  В  этом   свете  приведенное    объяснение
      выглядит    весьма  правдоподобным.     Очень    похоже
      на  то,  что  этот  мифический     момент    «Рамаяны»
      восходит    к  истории    утраченной     брахманом     и
      возвращенной    ему  жены   по  имени   Брахмаджая,    в
      образе  которой  отражается   заря,  возвратившаяся    к
      человеку,   к   первому     жрецу-жертвоприносителю
      Брихаспати    (что  произошло    после   битвы   Индры
      с  Вритрой   за  воскрешение    света).
         Более   расширенное      изучение    этих    проблем
      требует  дальнейшего     углубления    в  суть  указан-
      ных   источников.   Так,  Макс   Мюллер    указал,   что
      многие   имена   в  «Илиаде»   могут   быть   прослеже-
      ны  к  Ведам   (если  не  по  своему  непосредственно-
      му   звучанию,    то  по   смысловому     содержанию).

         *  В  «Рамаяне»  царь  Джанака,  проводя  обряд  сакральной
      пахоты,  нашел  Ситу  в  борозде.  В  индуизме  она  почитается
      как  дочь  земли.  Ее  жизнь  закончилась  тем,  что,  по  ее
      мольбе,  земля  ее  поглотила.
   364   365   366   367   368   369   370   371   372   373   374