Page 114 - vovie
P. 114

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  113

три сохранившиеся рукописи, о них я сейчас кратко расскажу.
       Старейший – Синайский кодекс был обнаружен в 1844 году немецким протестантским

библеистом Константином фон Ти-шендорфом (1815-1874), одним из создателей современного
текста Библии, в монастыре Святой Екатерины на Синае. Реликвия была отправлена в Лейпциг,
затем в Петербург, затем – за баснословную сумму продана в Лондон. Видимо, петербуржцы
заметили подлог, с чем лондонцы, конечно же, и по сегодняшний день не согласны. В
Синайском кодексе почти в полном виде записаны по-гречески Ветхий и Новый Заветы, причем
с современным расположением глав. Древность происхождения кодекса должна якобы
подтверждаться содержащимися в нем Посланием Барнабы 154 и «Пастырским Наставлением»
Гермаса, двумя безобидными апокрифами. В 1840 году собирались, видимо, попытаться
включить их в библейский канон, но это не удалось.

       Небольшое замечание по поводу «Пастырского Наставления» Гермаса. Существуют
многочисленные рукописи этого сочинения, «начиная со И века» (Метцгер, с. 70). Текст якобы
написан в Риме около 140 года братом Папы Пия I, который, как предполагает Ориген, должен
был знать апостола Павла (Римлянам, 16, 14). Однако жил этот «папский родственник»
поколением позже. Неужели при бурном развитии, переживаемом церковью в ту эпоху, столь
ученый муж, как Ориген, не заметил расхождения более чем в поколение? Подобная ошибка
могла возникнуть лишь гораздо позже.

       Но вернемся к библейским кодексам. Якобы того же периода («IV век») Ватиканский
кодекс, с 1475 года хранящийся в римской курии. Как он туда попал – остается тайной. В нем
недостает только «Откровения Иоанна Богослова». Вряд ли этот кодекс много древнее 1475
года.

       Александрийский кодекс – если верить библиотечным регистрационным книгам –
хранился в Александрии с 1098 года. Правда, настораживает, что он только в 1751 году попал в
Лондон. Тем не менее у нас нет веских оснований серьезно сомневаться в его датировке. Он
действительно мог быть написан около 1100 года. Но был ли?

       Кроме трех образцовых рукописей, которые ни разу не переписывались (сличение ошибок
переписчиков облегчает датировку рукописей), имеются еще два очень подозрительных
манускрипта «V века». Важнейший из них, Ефремов кодекс, находится в Париже (опубликован
Тишендорфом в 1843 году). Кожаные листы со Святым Писанием («якобы V века») в XII веке
были смыты (!) и вновь заполнены сочинениями Ефрема Сирина (ум. в «373»); при этом многие
листы пропали. По-моему, комментарии излишни.

Евангельская гармония

       Вышеупомянутый Ефрем был известен своими переведенными на армянский язык
комментариями к Евангельской гармонии. Это вообще любопытная история. Ведь сначала было
не четыре Евангелия, и не двадцать, а всего один текст, объединявший и высказывания Иисуса,
и рассказы о его деяниях. Текст этот назывался Евангельская гармония, так как он, в
противоположность более поздним четырем Евангелиям, представлял собой неделимое
гармоничное повествование.

       Автором его якобы был некий Татиан; и, судя по имени автора и немногим
сохранившимся отрывкам, первичный текст Евангельской гармонии был написан на латыни.
Вот основная сюжетная канва легенды, созданной вокруг этого имени: в Риме житель
восточной Сирии Татиан якобы был обращен в христианство Юс-тином Мучеником. В 172 году
он вернулся в Сирию и (абсолютно нелогично) основал гностическую секту энкратитов
(воздержни-ков). Для этой секты он создал Евангельскую гармонию, в которой соединил все

   154 Еврейский священник, левит Иосиф с Кипра, был соратником Павла, состоявшим при Апостоле Павле в
качестве пророка и учителя. Апостолы присвоили ему прозвище Барнаба. Послание Барнабы считается сегодня
богословами анонимным христианским документом, ошибочно ему приписанным, а не еще одной фальшивкой,
изготовленной по заказу мошенника Тишендорфа.
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119