Page 152 - vovie
P. 152

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  151

своем открытии фантомных лет (1991), целесообразно было бы рассматривать как некую веху:
все, что писалось после этого, – например, католическая критика подлинности святого
Бенедикта, – есть реакция, попытка локализовать повреждение, заткнуть дыру в плотине. Во
всяком случае, нужно ожидать жарких дискуссий и не рассчитывать на то, что они будут
оставаться исключительно в рамках научной корректности.

       Мне кажется весьма интересным тот факт, что в последнее время отовсюду поступают
сведения о параллельных исследованиях со сходными результатами, как, например, посмертно
опубли– , кованная лекция Флюссера, в которой он просто вычеркивает 1200 лет между
античностью и Ренессансом, заменяя их 200 годами. Итак, история укорачивается ровно на
тысячу лет. Редактор при этом отмечает: «написано самое позднее в 1982-м». То есть всего
через несколько лет после начала исследований Маркса и Хайнсона. Иллиг узнает об этой
работе Флюссера только в 2000 году непосредственно от вдовы ученого, причем он сообщает,
что текст был впервые опубликован в 1993 году. Сведя работу Флюссера к ядру, к самой сути,
мы обнаружим в ней идеи, высказанные Христофом Марксом и Томасом Римером. В других
работах Флюссера мы не находим следов его интереса к этим проблемам. Для людей,
усвоивших новые идеи об историотворении и анализирующих с их помощью прошлое, одним
из главных вопросов становится вопрос о прототипах. Если Барбаросса послужил прототипом
императора Отгона III, а из них обоих, как амальгама, возник Карл Великий, значит ли это, что
сам Барбаросса, дедушка Фридриха II, должен был быть реальным лицом? Какие черты были
взяты у него и переданы предшественникам, что представляли собой сами предшественники? И
кто послужил прототипом для Барбароссы?

       С античностью дело еще сложнее. Из каких реальных личностей был сотворен Цезарь?
Какие исторические события лежат в основе Галльской войны? В высшей степени интересно
было бы разобраться в возникновении «исторического» Христа. Однако здесь мы вряд ли
когда-нибудь выйдем за рамки догадок и предположений.

       Обращаясь в критической реплике к сторонникам «новой хронологии», Петер Винцелер
отмечает, что прототипы для Христа существовали уже давно: «повторяющиеся убийства
священника Иисуса (Ясон) в позднеперсидское время и время Маккавеев уже Юлием
Веллхаузеном были распознаны как дублеты».

       Винцелер отваживается шагнуть на несколько шагов дальше, чем Иллиг с Хайнсоном: он
обнаруживает, что в некоторых местах европейской средневековой историографии «возникает
лакуна в 600 лет. Ренессанс позволяет предположить, что едва ли Платон жил много ранее
христианских апологетов III века (как, например, Ориген). Аристотель немногим ранее
арабских переписчиков» 229.

       Если проследить за развитием архитектурных стилей и, прежде всего, за
духовно-историческими процессами, то не остается никакого временнбго зазора между
исчезновением этрусков и возрождением Тосканы в «XI веке»; оба эти события смело можно
располагать рядом. Ганс Мюлештайн (1957) убедительно показал, как из павликиан и
богомилов зародились демократическое движение северной Италии и катары западной
Франции. Версия о существовании раннего католического христианства в высшей степени
недостоверна. Возникновение византийской церкви происходило примерно в то же время, и
славянская миссия – видимое тому подтверждение.

       Скорее всего, историческую картину мира можно было бы лучше всего себе представить,
изучая развитие законов, по салическому праву или «Зеркалу Саксонии» Эйке фон Репговса;
такие тексты были повсеместно востребованы, к ним, за советом, обращались ежедневно. Вот,
возможно, тот опорный пункт, от которого можно было бы начать осторожное, шаг за шагом,
движение в сторону реконструкции истинной картины прошлого. Хотя точное установление

   229 Имеется в виду эпоха становления этих образов. На самом деле многие образы писателей античности
возникли приблизительно так, как образ Козьмы Пруткова или, уже в XX веке, образ великого математика Бурбаки
(так называет себя и за такового выдает себя коллектив пишущих под этим псевдонимом выдающихся
математиков). Конечно, ситуация в те времена (эпоха Ренессанса?) была другой, и условия, приведшие к созданию
этих авторских коллективов, были тоже иными.
   147   148   149   150   151   152   153