Page 17 - vovie
P. 17
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 16
Письма Игнатия Антиохийского оставляют странное впечатление. Его язык прямо-таки в
стиле барокко, только нарочито архаизированным с оглядкой на послания апостола Павла. Он
излагает символ веры, впервые сформулированный спустя 210 лет на Никейском соборе;
защищает от приверженцев арианской ереси IV века тезис о смерти Иисуса на кресте;
отстаивает непорочность Марии – Богоматери, словно выступая на соборе 451 года; описывает
церковную властную структуру, сформировавшуюся значительно позже; называет
ветхозаветных пророков не иудеями и до-христианами; борется с возникшими много позже
ересями и т. д. Однако ничего в историческом смысле ценного извлечь из этого невозможно. В
качестве комментариев к Посланиям апостола Павла и агитации за причастие, эти письма по
сей день изучаются современными богословами, охотно рассматривающими раннюю
церковную историю как временную проекцию в прошлое нынешнего состояния. Вопиющие
анахронизмы заставляют исследователей сдвигать время написания текстов на 100–300 лет, но,
если считать автором Игнатия Антиохийского, жившего в 110 году н. э., то речь идет о явной и
грубой подделке.
Я не ставлю вопрос, какой именно гуманист XVI века фальсифицировал эти письма. Моя
цель – показать на конкретном примере, как делается история. И, чтобы она хоть на миг обрела
в наших глазах плоть и кровь, я приведу отрывок из работы известного французского богослова
Дриу (1873, с. 18).
Итак, в соответствии с его многократно высказанным пожеланием, по прибытии в Рим
Игнатия «тотчас же доставили в амфитеатр, где собрался уже весь город. Святой мученик
услышал рычание приближающихся львов, но невозмутимость его и убежденность веры не
были поколеблены. Напротив, лицо его и осанка излучали счастье и безмятежную радость.
Смерть Игнатия была быстрой: два льва бросились и тут же пожрали его. От тела остались
только самые большие кости, которые были с благоговением собраны верующими как
бесценное сокровище».
Дальнейшая судьба останков, как, впрочем, и спорное утверждение о том, что святой
хотел как можно скорее быть сожранным, меня не интересует. Ни в коей мере не желая осмеять
церковную историографию, я призываю осознать, что романы и «письма» преподносятся нам
как факты, и, чтобы восстановить истинный ход событий, нужно тщательно анализировать все
исторические свидетельства, начиная с самых ранних.
Вся историография средневековья, а также наследие античности прошли через руки
монахов и богословов, и вышелушить из их писаний зерно истины невозможно без
пристального и критического рассмотрения древних источников, без внимательного анализа
этого процесса переписывания и издания древних книг.
Глава 3. ГУМАНИСТЫ
Не желая злоупотреблять терпением читателей, я не стану подробно разбирать все или
большинство «античных» или «ранне-средневековых» текстов, созданных в позднее
средневековье или в эпоху Возрождения. Думаю, на примере нескольких наиболее ярких
образцов можно будет рассмотреть жанры, в коих трудились фальсификаторы, придуманное
ими время создания произведений, а также способ распознавания фальшивок.
Сначала мы проанализируем историческую значимость творчества знаменитой поэтессы
X века Розвиты фон Гандерсхайм, затем популярный античный роман – «Золотой осел» Апулея,
который будет низвергнут с пьедестала вместе с авторитетнейшим отцом церкви, Блаженным
Августином; затем – «исторический источник» большого политического значения: «Германию»
Тацита и, наконец, книгу книг – Библию.
Немецкая монахиня Розвита фон Гандерсхайм
Розвита, от архаичного Хротсвит, годы жизни 935-973, монахиня женского монастыря в
Гандерсхайме, вблизи Брауншвейга, – считается первой немецкой поэтессой. Кстати, почему,