Page 19 - vovie
P. 19
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 18
что у Розвиты не было ни предшественников, ни учеников и последователей, и то, что ее
творчество выглядело бы чужеродным «в ту варварскую эпоху», не смущало восторженных
критиков: некоторые исторические и литературные несоответствия они объясняли
гениальностью юной монахини и праздновали «открытие» первой немецкой поэтессы. Тот
факт, что в исторической перспективе такие прозрения абсолютно невозможны, никому в глаза
не бросался.
Только в середине XIX века немецкий историк (и, кстати, выдающийся арабист)
отважился разогнать туман, окружавший фигуру загадочной монахини. Иосиф Ашбах объяснил
коллегам истинную связь между Конрадом Цельтисом и Розвитой. Само название его книги
звучит как любовный роман: «Розвита и Конрад Цельтис». Цельтис – отец истории, Розвита –
плод его вымысла. Скорее всего (как он намекает в предисловии к изданию стихов Розвиты),
Цельтис «произвел на свет» первую немецкую поэтессу, чтобы с помощью исторического
примера помочь Нюрнбергской монахине Харите (своей возлюбленной) и всем женщинам того
времени освободиться от пут строгой морали христианского общества, подавлявшего
женственность. Фальшивка, таким образом, получала достойное идейное оправдание, поэтому
коллеги ученого гуманиста, среди которых был и Пиркхаймер, отец Хариты, оценили и
поддержали выдумку 16.
Сейчас неясно, принимала ли участие в мистификации сама Харита, писавшая Цельтису
об уважении и сестринской любви к нему. Во всяком случае, после первых ее гениальных
текстов на латыни церковный клир запретил ей продолжение писательства. Возможно, ее перу
принадлежит «Откровение Иоанна». Все прочие творения Розвиты, скорее всего, суть плоды
мужских фантазий, в первую очередь самого Цельтиса, – который под своим именем
публиковал непристойные стихи, – Полликия или еще кого-нибудь из сообщества «рейнских
братьев», идейным вдохновителем которых и был Цельтис 17.
Разоблачитель Ашбах, исходя только из содержания ее произведений, распознал, что
Розвита фон Гандерсхайм есть продукт сотворчества гуманистов XVI века, и четко обосновал
это на 50 с лишним страницах. Тем не менее с целью укоренить фальсификацию в истории
«целый ряд образованных людей того времени сомкнулся в фалангу, дабы своим авторитетом
защитить юную монахиню от возможного разоблачения». Тогда Ашбах обратил свое внимание
на рукопись, хранящуюся в Мюнхене, и обнаружил в ней множество несуразностей. Ашбах с
горечью констатировал, что Цельтис, не питавший, видимо, уважения к старине,
собственноручно делал в тексте ценнейшей древней рукописи, хранящейся как сокровище в
Мюнхене, исправления и дописывал целые абзацы. Ни о каком уважении со стороны Цельтеса
к аутентичной рукописи X века не могло быть и речи. К сожалению, внешний вид рукописи и
текста не может служить достаточным основанием для определения подлинности, как Ашбах
подчеркивает. Нужно учитывать, что фальсификаторы прилагали немало усилий, чтобы
поддельное выглядело настоящим. Способы письма и материалы X века (пергамент, чернила и
т.д.) нам неизвестны, и рукопись, служащая образцом аутентичности, вполне может оказаться
подделкой. Как, впрочем, и те еще не исследованные рукописи, которые мы собираемся
сравнить с образцом.
«Только внутренний анализ текста поможет отличить зерна от плевел, – пишет Ашбах в
предисловии. – То есть, мало объявить подделкой саму рукопись, нужно, внимательно
присмотревшись к содержанию написанного, определить, есть ли в нем анахронизмы,
противоречия и несоответствия духу времени. Не внешний вид, но внутреннее содержание,
16 Более правдоподобным является предположение о том, что творческий зуд немецких гуманистов под
влиянием их итальянских собратьев, уже выдумавших огромное количество «античных» авторов, был обращен на
создание виртуального прошлого и в Германии. Хорошая творческая зависть, дух эпохи и мода на древних авторов
привели к появлению первой немецкой «Кузьмины Прутковой».
17 В книге Alfred Tamerl, Hrosvith von Gandersgeim. Eine Entmystifi –zierung. Mantis, 1999 автор, продолжая
начатый Ашбахом анализ, приходит к выводу, что большинство произведений «Розвиты» написаны женщиной и
приписывает всю мистификацию перу Хариты (она же Каритас и Барбара) Пиркхаймер, отводя Цельтесу и другим
лишь роль помощников и рекламных агентов.