Page 56 - vovie
P. 56
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 55
историю 59.
Сходным образом поступает каждый народ, придающий значение своей исторической
позиции, желающий иметь историческую отправную точку (как можно более отдаленную, с
длинной родословной и ярким оригинальным началом). Христианский Запад не был
исключением из этого правила, когда в XII веке он стал создавать свою предысторию 60.
Скорее всего, Евсевий (якобы IV век) был первым христианином, оценившим временной
промежуток от творения до дней собственной жизни. Этот период не был для него реальным
временем, как представляем его мы, но символическим временным рядом, состоящим из
временных пакетов-эпох, сумму длительностей который следовало осознавать, прежде всего, в
духовном смысле. Временная привязка деталей собственной биографии к известным событиям
прошлого была позже взята церковью за основу для создания хронологических таблиц,
считающихся сегодня универсальными.
В качестве хронологического новатора Евсевий не был абсолютно беспомощен, у него
были предшественники, главным среди которых Гертруда Бодманн считает знаменитого
Диодора Сицилийского, создавшего между 60 и 30 годами до н. э. нечто вроде обозрения
истории разных народов от древнейших времен («Историческая библиотека») или примитивной
всеобщей истории. Но и этот великий историк, в свою очередь, опирался на Полибия (II век до
н. э.) и Эратосфена, который якобы ввел счет лет по Олимпиадам. Но, чтобы не потеряться в
ускользающей от нас туманной дали, давайте считать грека Диодора Сицилийского первым
наднациональным историком. В своем 40-томном труде он первым установил связь между
греческой и римской историей, от падения Трои до галльских походов Цезаря. Удивительно: он
включил в свою «Библиотеку» даже варваров.
Бодманн приводит цитату (с. 65) из Эдуарда Шварца (1903, с. 664), всю жизнь
занимавшегося Диодором Сицилийским: «Ни один образованный язычник не упоминает нигде
Диодора; …лишь непритязательные христиане обращаются к его трудам».
Как же так? Выходит, никто, кроме опиравшегося на него Евсевия, не знаком с Диодором?
Здесь что-то нечисто. Неужели за четыреста лет столь грандиозное произведение ни разу не
было востребовано? 61
И еще: Диодор цитирует многочисленных авторов, оригиналы трудов которых
безвозвратно утрачены и которые знакомы нам только по его цитатам. Но этот трюк нам уже
знаком.
Значит, остается лишь верить Евсевию, увековечившему выдающегося Диодора. Или
выдумавшего Диодора. Правда, если сам Евсевий – не выдумка, на что, кстати, косвенно
указывает «говорящее» имя: благочестивый. Он был родом из Цесарии, но из какой – спорный
вопрос: античность знала минимум четыре места с таким названием, два из которых
находились в Палестине (одно, приоритетное в глазах современных ученых при «решении»
вопроса о месте рождения Евсевия, – на побережье; другое – на одном из истоков Иордана).
Третье – в Киликии (нынешнее Кайзери в Турции). Турецкое Кайзерейя называлось также
Эузебейя, и, возможно, в результате слияния этих двух наименований в имени историка и
«родился на свет» отец церкви Евсевий Кесарийский. Четвертая Цесария, находившаяся в
Северной Африке, по этой причине исключается из рассмотрения.
Согласно Бодманн (с. 83), у Евсевия был серьезный повод для создания исторического
59 Этот замысел, как и практическое использование христианского летоисчисления, следует отнести в XV век.
60 Зато не исключено, что он был новатором в данном смысле: если идея истории возникла – как я полагаю, не
раньше XIV века – в Северной Италии и распространилась оттуда на Юг Франции и Германии, а затем и на всю
христианскую Европу, то последняя оказалась первопроходцем, которому легче простить безграничный
творческий энтузиазм по выдумыванию истории, чем странам, с трудом освоившим эту европейскую идею и долго
сопротивлявшимся этому культурному империализму европейцев (Индия, Китай и т. д.).
61 И как же состоялось чудо узнавания Евсебием самого факта существования «Библиотеки»? Я уже не говорю
о чуде сохранения оной в течение веков!