Page 71 - vovie
P. 71
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 70
Святой Амвросий тоже попался на эту удочку: обильно цитируя (и считая языческой) 4-ю
книгу Ездры, он саморазоблачается как продукт эпохи гуманизма. К сожалению, он обращается
и к Евангелию от Иоанна (14, 2; «в доме Отца моего обителей много»), ставя тем самым и этот
стих под подозрение: а не написан ли и он много позже, не поздняя до это вставка?
Существует также несколько апокалипсисов, например Ездры (в трех частях), дошедший
до нас в двух рукописях – XI и XII века. Древнееврейский оригинал, как всегда, утрачен (см. О.
Валь, Лейден, 1977).
Есть также Апокалипсис Петра, «написанный около 1000 н. э.», высоко ценимый святым
Патриком (около 1200 года). Апокалипсисом Петра восхищался Данте. Помимо греческого,
существует его эфиопский список (Хеннеке и Шнеемельхе).
Ле Гофф сообщает простодушному читателю новейшие данные об операции подлога, но
никаких выводов не делает. Например: известный текст Петра Дамиани (умер в 1072 году)
восходит (самое раннее) к Никола Клерво, секретарю святого Бернара, который в 1176 году был
еще жив. Рукопись состарена на 100 лет, фальшивка приписана славившемуся
безукоризненным поведением человеку, но ни возмущения, ни выводов мы не слышим. В том
же стиле тексты Хильдеберта фон Мана (ум. в 1133) приписаны – как я предполагаю, по
стилистическим соображениям – некоему «Петру Обжоре», учителю колледжа парижской
Богоматери, скончавшемуся пятьюдесятью годами позже. Тем не менее Ле Гофф, ради спасения
идеи «рождения чистилища» в 1170 году, эти тексты признает (с. 490).
Еще один вопиющий пример: текст, который в средневековье, возможно, рассматривался
как доказательство подлинности Августина, – De vera et falsa poenitentia (О наказаниях
истинных и мнимых), – происходит из XII века; старейшая рукопись написана незадолго до
1200 года. Как же могли его знать писатели раннего средневековья? Могли, если сами были
вымышлены позже.
Кстати, согласно Ле Гоффу, самое раннее наглядное изображение чистилища – это
миниатюра 1296 года; следующее – миниатюра 1380 года, и еще фреска в Старом соборе в
Саламанке, причем датировка (ЭРА 1300 = 1262 год н. э.) проставлена на самой фреске. В
последнем случае Ле Гофф при помощи цитирования мнения экспертов убедительно
доказывает (а я после осмотра фрески подтверждаю), что для стилевого соответствия
выставлена более поздняя (приблизительно на 100 лет) дата. Как мы видим, даже
зафиксированные окаменевшей известью сведения могут лгать.
Ле Гофф, конечно же, прав! Разумеется, чистилище появилось поздно, что видно хотя бы
по реакции на это понятие некатолических церквей, например, чешской. Гус страстно возражал
против подобной идеи. Вальденсы 74 насмехались над ней. Катары 75 находили ее абсурдной.
Но если бы идея чистилища было заповедана отцами церкви еще тысячу лет назад, какой
христианин – вне зависимости от догматики того или иного течения – смог бы отрицать ее?
Итак: отцов церкви, о которых пишет Ле Гофф, никогда не существовало. Или, по крайней
мере, они жили никак не раньше, чем в XII веке, а некоторые лишь в эпоху Возрождения.
Отрывок из Книги Маккавеев, который старые церковные авторы считали
доказательством дохристианских представлений о чистилище (2 кн. Маккавеев, 12, 41-46),
считается большинством современных богословов позднейшей вставкой, так как темы жертвы
за мертвых и страшного греха, заключающегося в ношении амулета, выглядят анахронизмом
для того времени. Да и жертвенный сбор в 2000 драхм, посланных в Иерусалим, – это звучит
несерьезно: не та сумма! Спрашивается: как вычленить подобные вставки? Как объяснить их и
74 Вальденсы или лионские бедняки – секта, основанная якобы около 1170 г. богатым лионским торговцем
Пьером Вальдесом, раздавшим свое имущество бедным и начавшем проповедовать по-французски. Ересь
распространилась на многие страны от Испании до Чехии. Скорее всего датировка этих событий сдвинута на
несколько веков в прошлое. Расправа французских войск с вальденсами в 1545 году и близость их воззрений к
таковым эпохи реформации говорят в пользу возникновения движения в конце XV века.
75 Катары – христианская ересь, якобы восходящая к манихейству IV века и болгарским богомилам X века,
разгромленная во Франции якобы в начале XIII века крестоносцами. Тем не менее катары якобы просуществовали
до XV века. Скорее всего их расцвет и ожесточенное преследование следует отнести к XV веку.