Page 73 - vovie
P. 73

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  72

секретарю) тексты, написанные столетием позже, – курьез, в худшем случае – небольшой
скандал в научных кругах. Да, это тоже – мошенничество, пусть и мелкое. Но ввести в историю
целое тысячелетие, расположив в нем выдуманную, никогда не существовавшую на самом деле
раннехристианскую церковь – это совсем другое дело. Это попытка глобального
мировоззренческого новодела.

       Замыслив пустить корни в античность, которые должны были укрепить ее претензии на
власть, церковь постепенно, шаг за шагом, сама эту античность и создала, почти христианскую
античность. На ее счастье, сельджуки как раз захватили Анатолию, а некоторое время спустя
османы завоевали Византию. Властители Ватикана, уже тогда обладавшие большими
финансовыми возможностями, не посылали в Константинополь подкрепления, а заключали
торговые договоры с турками. Они мыслили не геополитически, но спиритуалистически. Они
создавали свой собственный вариант церкви, усеченный, но обозримый и управляемый: без
несторианцев 76 и якобитов 77.

       Константинопольские беженцы-христиане ревностнее прочих взялись за создание новой
истории. Первым делом, они изобрели себе новую, удлиненную историю. Они облагораживали
себя причастностью к христианству, что отвечало духу времени. Это чувствуется в их текстах и
вызывает восхищение их храбростью. Буйство фантазии в их текстах приводит в изумление. Но
удлинение исторического времени на тысячу лет, абсурдное и сегодня, в то время еще не было
нужно. Тексты греко-латинских авторов, которые стали считаться отцами церкви, – суть
измышления византийских беженцев и их учеников. Можно только гадать, что они
заимствовали из более древних текстов, которые подтверждаются сирийскими, армянскими и
даже эфиопскими рукописями. Сводился ли процесс к записи воспоминаний о событиях до
1000 года – спорный вопрос. Истинных прямых связей установить не удается, а если они в свое
время и существовали, то, значит, в дело своевременно вмешалось Святое бюро (инквизиция),
которое и положило конец этим безобразиям, устранило их.

       И все же создавались поперечные соединения, которые впоследствии стали считаться
надежными свидетельствами для истинности текстов.

       Давайте (вместе с Ле Гоффом) рассмотрим еще нескольких героев средневековой церкви,
например, Бэду Достопочтенного (его действительно так и называют: venerabilis, т. е.
почитаемый, окруженный уважением), который в первой трети VIII века якобы много раз ездил
из родной Англии в Рим 78. Такое представление о потусторонней промежуточной области
(Бэда описывает его в форме видение Дритхельма в своей знаменитой «Проповеданной истории
народа англов») до него в церковной истории не встречалось. Собственно, это описанное
переживание смерти, наподобие рассказа героя Платона Эра (см. также Топпер, 1988, с. 19). В
потустороннем мире существуют Небеса и Ад, Райские луга и Чистилище; большую роль
играет исповедь (именно к XIII веку она стала обязательной). Тема чистилища, которое здесь
как нечто само собой разумеющееся расположено в потустороннем времени и пространстве,
вновь возникла (согласно Ле Гоффу) только в XII веке. Молитвы-ходатайства, пост и подаяние
нищим, поощряемые Бэдой, входят в обиход только при аббате Одилоне (ум. в 1049), скорее
всего, «состаренном» на целое столетие, потому что все это уже переживает Дрихтхельм в
«Книге Видений» Отлона Регенсбургского (см. Бар, с. 1006).

       Чистой воды анахронизм – содержащееся в «Проповеданной истории» осуждение

   76 Несторианство – распространенная в Азии от Сирии до Китая версия христианства. Временем расцвета
считаются XII–XIV века, когда в Средней Азии насчитывалось 10 несторианских митрополитов. История
происхождения легендарна и приходится на выдуманное первое христианское тысячелетие.

   77 Якобиты – сирийские монофизиты (от монос = один и физис = природа, сторонники взгляда на Христа как
обладателя только божественной сущности, а не двух: божественной и человеческой). Считается, что их церковь
восходит к Якову Барадею, умершему якобы в 578 году. Здесь используется как намек на все разнообразие течений
византийского христианства и связанных с ним теологических позиций.

   78 Сохранились его командировочные удостоверения и ксерокопии его авиационных билетов. Уровнем
обслуживания в первом классе достопочтенный пассажир был в принципе удовлетворен.
   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78