Page 74 - vovie
P. 74

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  73

соколиной охоты и употребления растений – афродизиаков (то и другое пришло в Европу и
Англию через арабов во время крестовых походов).

       Дальше – еще интереснее. В ночь перед смертью монаху монастыря в Райхенау Ветти (ум.
в 824) было видение, записанное аббатом Хайто и превращенное впоследствии более поздним
аббатом Валафридом Страбоном в стихотворный эпос, в поэму, которая своей барочной
антисексуальной направленностью выглядит совершенным анахронизмом, заблудившимся как
во времени, так и пространстве. В поэме святого Карла Великого терзают дикие звери и
откусывают ему детородный орган (и больше ничего), так как он имел обыкновение вступать во
внебрачные связи и даже практиковал инцест. Возможны ли были подобные обвинения спустя
считанные годы после смерти Карла? Пусть даже все это выдумал не Ветти, а сам Валафрид
(ум. в 849), – все равно это звучит для того времени невероятно: слишком рано для тематики!
Осуждение содомии и женской похоти становится злободневной темой самое раннее во время
чумы, а скорее даже – в позднем Ренессансе.

       Валафрид, носивший, как некоторые лицемеры-фальсификаторы, античное прозвище
Страбон, – опубликовал, кстати, «Жизнеописание Карла Великого» Эйнхарда и протестовал
против того, чтобы в соборе Карла в Аахене устанавливали статую короля остготов Теодориха.
Однако даже без историко-архитектурных изысканий Иллига (1996) 79, доказавшего, что
погребальная часовня Карла (см. рис.) выстроена на несколько столетий позже, чем эпоха
Карла, становится ясно, что подобные нелепицы могли возникнуть в позднем средневековье, но
не при жизни современников Карла 80.

       Валафрид выдает себя еще и тем – или это должно было послужить «одним из
необходимым перекрестных свидетельством»? – что он цитирует «Диалог» папы Григория
Великого. Папу этого следует отнести к Ренессансу, да и это сочинение тоже, как видно из его
текста. Я хочу привести очень характерный отрывок из книги Ле Гоффа (с. 121 и далее), в
котором французский автор использует изобразительные образы:

       «Прежде чем Григорий Великий надел рясу, он занимал должность префекта Рима,
ответственного за вопросы жизнеобеспечения столицы и родной Италии, которая стала
добычей византийцев, готов, лангобардов и чумы. Кроме этого, он был папским послом при
дворе византийского императора. В 590 году, при драматических обстоятельствах, он был
призван на папский престол. Тибр вышел из берегов и затопил Рим, причем это бедствие
сопровождалось сеющими страх чудесными явлениями. В первую очередь это первая и
страшная по своим последствиям волна эпидемии (юстинианская) черной чумы, уничтожившая
большую часть населения. Это была одна из самых страшных крупномасштабных эпидемий
этой страшной болезни, возникшая за полстолетия до этих событий в отдаленных странах и
охватившая Среднюю Азию, Византию, Северную Африку и европейское Средиземноморье 81.

   79 Хериберт Иллиг – упоминавшийся уже и раньше немецкий критический автор, один из ведущих деятелей
историко-критического направления в Германии, редактор и издатель единственного в Германии
специализированного «толстого» историко-критического журнала «Zeiten-spriinge»-«Временные прыжки»,
который издается с 1995 года как продолжение «тонкого» междисциплинарного бюллетеня «Vorzeit; Friihzeit;
Gegenwart» («предвременье, раннее время и настоящее»), выходившего с 1889 года. Иллиг руководит также
издательством «Mantis», в котором публикуются книги на историко-критические темы.

   80 Один из основных тезисов Иллига, снискавших ему известность как автору первого в Германии
историко-критического бестселлера конца XX века, сводится к тому, что не только сам Карл Великий – это
выдуманная фигура, но и весь средневековый период с 614 по 911 годы суть фантомная хронологическая вставка,
искусственно заполненная фигурами из исторических романов, среди которых Карл Фиктивный лишь самая
известная.

   81 Скорее всего, это фантомный вариант эпидемии чумы XIV века, охватившей приблизительно те же страны
(сдвиг около 760 лет). Следовательно, речь идет о приблизительно тех же путях сообщения и о почти тех же
интенсивностях их использования. Поразительная стабильность в течение почти восьми веков, возможная только
на бумаге!
   69   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79