Page 8 - vovie
P. 8

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  7

       Цитаты из иноязычных источников, если это не оговаривается особо, были переведены на
немецкий мною.

Глава 1. ТРИ ОБВИНИТЕЛЯ

       Тезис о том, что христианство – это европейское творение, возникшее не ранее X века
новой эры, при всей его очевидности и огромном количестве сторонников, нуждается все же в
определенном разъяснении. Оно будет приведено ниже и по необходимости будет довольно
кратким: для более подробного его изложения нам бы потребовалось привлечь материал,
объемом многократно превышающий скромные размеры настоящего издания, в том числе
историю христианской церкви, историю античности и раннего средневековья.

       Три выдающихся мыслителя разных эпох и народов не побоялись – каждый в свое время –
бросить вызов официальной историографии, устоявшимся представлениям и всему «обычному»
знанию, которое вдалбливали в головы многим поколениям школьников. Возможно, не все
современные их последователи знают имена этих своих предшественников, по крайней мере, не
все их упоминают.

Гардуэн

       Первым был Жан Гардуэн, ученый иезуит, родившийся в 1646 году в Бретани и
работавший учителем и библиотекарем в Париже. Двадцати лет от роду он вступил в Орден; в
1683 году возглавил французскую Королевскую библиотеку. Современники поражались
обширности его познаний и нечеловеческой работоспособности: научным изысканиям он
посвящал все свое время с 4 часов утра до поздней ночи.

       Жан Гардуэн считался непререкаемым авторитетом в области теологии, археологии,
изучения древних языков, нумизматики, хронологии и философии истории. В 1684 году он
издал речи Темистия; публиковал работы о Горации и по античной нумизматике, а в 1695 году
представил на суд общественности исследование последних дней Иисуса, в котором, в
частности, доказал, что по традициям Галилеи Тайная Вечеря должна была состояться в
четверг, а не в пятницу.

       В 1687 году французское Церковное собрание поручило ему колоссальную по объему и
значению задачу: собрать материалы всех Церковных соборов, начиная с I века новой эры, и,
приведя их в соответствие с изменившимися догмами, подготовить к печати. Работу заказал и
оплатил Людовик XIV. Спустя 28 лет, в 1715 году, титанический труд был окончен. Янсенисты
и адепты других богословских направлений в течение десяти лет оттягивали издание, пока в
1725 году материалы Церковных соборов, наконец, не увидели свет. Благодаря качеству
обработки и умению систематизации материала, до сих пор считающегося образцовым, он
выработал новые критерии для современной исторической науки.

       Одновременно с главным трудом жизни Гардуэн издавал и комментировал многие тексты
(прежде всего «Критику „Естественной истории" Плиния», 1723). Но, несмотря на то что
безупречный образ жизни и научные достижения ученого-иезуита снискали ему славу и
уважение в образованных слоях общества, – его критика письменного наследия античности
вызывала ожесточенные нападки коллег.

       Еще в 1690 году, анализируя «Послания Святого Златоуста к монаху Кезару», он
предположил, что большинство работ якобы античных авторов (Кассиодора, Исидора
Севильского, Святого Юстина Мученика и т. д.) созданы многими столетиями позже, то есть
вымышлены и фальсифицированы 3. Переполох, начавшийся в ученом мире после подобного

   3 Являются апокрифами по терминологии Н. А. Морозова. Такие написанные от чужого лица подделки и
поделки имели в первую очередь целью не фальсификацию (чего?), а достижение уровня публикабельности: в
первое столетие книгопечатания шанс на успех могла иметь только книга «раскрученного» автора, а таковыми
часто были вымышленные «древние», а не реальные современные авторы. Апокрифы не считались фальшивками в
ментальной атмосфере эпохи Ренессанса.
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13