Page 113 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 113
ВЕДИЧЕСКИЕ ЗОРИ ПЗ
но западные ученые, вероятно, восприняли этот
взгляд под влиянием теории, говорящей, что роди-
ной арийской расы было плато Центральной Азии.
Не будь эти ученые столь подвержены влиянию
данного утверждения, они могли бы точнее выс-
ветить эти сюжеты, не игнорируя многие указания
в гимнах о заре, те, которые должны были выз-
вать интерес и желание рассмотреть вопросы ас-
трономического и природного характера ведичес-
кой зари. Но эти вопросы ими или игнорирова-
лись, или крайне небрежно объяснялись и отодви-
гались в сторону.
Здесь мы будем уделять внимание главным об-
разом именно этим пассажам в тексте и увидим,
что они, будучи разъяснены как описания природ-
ных явлений, безошибочно указывают на поляр-
ную природу ведической зари.
Первый намек, говорящий о длительности ве-
дической зари, содержится в «Айтарейя Брахмане»
(IV, 7): до того, как начать жертвоприношение,
именуемое «гавам-аянам», ведущий жрец Хотри
должен был прочитать долгую молитву, содержа-
щую не менее тысячи стихов (строф?). Она име-
нуется «Ашвина-шастра», поскольку посвящается
божествам Агни, Ушас и Ашвинам, обретающим
власть в конце ночи и начале дня. Хотри дол-
жен был прочитать этот длиннейший текст, на-
чиная с полуночи, «когда мрак ночи уже должен
был вытесняться светом зари» («Ашвалаяна Шрау-
та-сутра», VI, 5, 8). Это же время упоминается и
в Ригве^е (VII, 67, 2, 3). Текст столь велик,
что Хотри, который должен был его прочитать
целиком, мог, в соответствии с предписанием,
подкреплять свои силы вкушением топленого мас-
ла, заблаговременно приготовленного, но лишь
после того, как трижды жертвенно предлагал
его богам («Айтарейя Брахмана», IV, 7; «Ашвала-
яна Шраута-сутра», VI, 5, 3). В «Айтарейя Брах-