Page 115 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 115
ВЕДИЧЕСКИЕ ЗОРИ Ш
ходимость возникнет в ожидании солнца. Из все-
го этого делается ясным, что появление солнца
над горизонтом часто запаздывало, как бы на-
рушая ожидания людей, и к таким случаям отно-
сится несколько свидетельств в «Тайттирийя Сам-
хите» (II, 1, 2, 4), где сказано, что, поскольку
солнце не появляется в ожидаемый миг, то боги
должны совершать ритуал праяшчитта — гото-
виться к смерти.
В «Тайттирийя Самхите» есть и другое указа-
ние на большую длительность наступления рассве-
та (VII, 2, 20) — здесь говорится, что в таких об-
стоятельствах следует принести семь жертв, адре-
суя их семи божествам: каждому по одной жерт-
ве. Эти божества — Ушас, Вьюшти, Удешьят, Удьят,
Удита, Суварга и Лока. Первые из этих жертв
явно относятся к заре в ее пяти воплощениях. В
«Тайттирийя Брахмане» разъясняется, что Ушас и
Вьюшти — это «заря» и «восход» (III, 8, 16, 4),
но иногда их здесь же называют ночью и днем,
и хотя мы можем принять это пояснение как в из-
вестной мере правильное, потому что Ушас и
Вьюшти могут являть собою указания на конец
ночи (Ушас) и на начало дня (Вьюшти), все же
мы должны четко учитывать указания этого па-
мятника на принесение жертв таким трем боже-
ствам, как носящим следующие имена: Удешьят
(образ готовящегося рассвета), Удьят (образ наступа-
ющего рассвета) и Удита (образ наступившего
рассвета). Им следует приносить жертвы до вос-
хода солрца.
Отметим, что в зоне тропиков не может воз-
никнуть представлений о таких трех формах, или
образах, поскольку там рассвет наступает почти
мгновенно и разница между его краткими мига-
ми практически неуловима. Поэтому нам следует
считать, что акт рассвета, разделенный на столь
многие части, руководствуясь которыми приноси-