Page 114 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 114

114                                              ГЛАВА V

       мане»   говорится,  что  «он  мог  вкушать    масло  пе-
       ред  началом   повторения   строк,  подобно   тому  как
       в  этом  мире   ни  колесница,    ни  повозка   не  смо-
       гут  двигаться   без  хорошей   смазки.   Так  и  возоб-
       новление   его  чтения  продлится  лишь   после  смазки
       топленым    маслом   (после  съедения   его)».  Из  этих
       строк   видно,    что,   поскольку    чтение    должно
       было   быть   законченным     до  восхода   солнца,   то
       жрецу   следовало    его  начинать   или   сразу  после
       полуночи,   когда  еще   темно,  или   же  рассвет  был
       столь  длительным     процессом,   что  этого  времени
       хватало  для  проведения  всего  чтения,  завершая  его,
       как   указывается,    до  первого   проблеска    солнца
       над  горизонтом.
          Первое   предположение      надо  сразу   отбросить,
       так  как  указанная   шастра,  судя  по  ясно  изложен-
       ному   указанию,    уже   не  должна    была    звучать,
       когда  мрак  ночи   вытеснялся   появлением    света.  А
       это  значит,  что  промежуток    между   первым    появ-
       лением   света  и  восходом    солнца   был   в  те  дни
       достаточно   длительным,    чтобы   дать   возможность
       прочитать   долгий    хвалебный    гимн,   содержащий
       не  менее  тысячи   строк.  И  более  того,  в  «Тайтти-
       рийя  Самхите»    (II,  1,  10,  3)  говорится,  что,  если
       даже   чтение   шастры    начиналось    в   положенное
       время,  оно  могло  закончиться   еще  до  восхода  сол-
       нца,  а  в  таком   случае  «Самхита»     предписывает
       в  оставшийся    промежуток     времени   провести   не-
       сколько   жертвоприношений       животных.
          Автор  сутр,  относящихся   к  Ригведе,  Ашвалаяна,
       указывает,   что  в  таких   случаях   чтение   следует
       продолжать   до  восхода  солнца,  дополняя  его  други-
       ми  гимнами   («Ашвалаяна    Шраута-сутра»    VI,  5,  8).
       Другой   же  автор,  Апастамба   («Апастамба   Шраута-
       сутра»,  XIV,   1,  2)  к  упоминанию   в  «Тайттирийя
       Самхите»   указанных    жертвоприношений       добавля-
       ет,  что  даже  все  десять   манд ал  (книг)  Ригведы
       могут   быть  прочтены    жрецом,    если  такая   необ-
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119