Page 116 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 116

116                                              ГЛАВА  V

       ли   соответствующие      каждой    из   них    жертвы,
       должен   был  длиться   долго.
          Три  указанные    части   рассвета  знали,   по  всей
       видимости,   поэты   Ригведы,   где  (VIII, 41,  3)  «лю-
       бимые   богом   Варуной   существа   смогли   заставить
       расцвести   для  него  три   утренних   зари»,   и  еще:
       «три,  блестящие    от  росы»  (или   «озаренные   блес-
       ком  вод»).  В  Ригведе   есть  и  другие   строки,  где
       умоляют    зарю  не  запаздывать,   не  медлить   долго,
       чтобы  не  смогло  ее  обжечь   солнце,  как  «воришку
       (приблизившегося     к  нему)»  (V,  79,  9).  И  еще  —
       кони  зари  обвиняются   в  медлительности   (II, 15,  6),
       и  люди  даже   устают,   глядя,  как  заря  медлит   на
       горизонте.
          Но   еще   более   выдающееся     указание    есть  в
       Ригведе  (I,  113,  13)  —  поэт  ясно  утверждает:  «Бо-
       гиня   Ушас   восходила    в  древности   длительно    и
       постепенно».   И   в  другом  гимне   (I,  118,  11)  оп-
       ределение    «наиболее   затяжная»     («шашват-тама»)
       тоже   относится   к  заре.  Кроме  того,  наличие   та-
       ких  слов,  как  «ушас»   и  «ви-юшти»,   само   по  себе
       является   доказательством     длительности    рассвета,
       ибо,  если  бы  заря  вспыхивала   мгновенно,   не  было
       бы  нужды   употреблять   такое  слово,  как  «ви-юшти»,
       то  есть  «полный   расцвет»   зари,  как  это  постоян-
       но  встречается  в  Ригведе  (то,  которое  переводится
       и  как  «вспыхивание    зари»).  И  кажется,   никто  не
       поднял   вопроса  —  а  почему   два  отдельных    слова
       «ви»   и  «юп1ти»,  соединенные    в  одно  приставкой
       «ви»,  применяются     в  указанной  связи   с  текстом?
       Ведь  слова  применяются для    выражения    мыслей,   и
       если  бы   «ушас»   и  «ви-юшти»    не  требовались   бы
       для  определения    двух  разных   феноменов    с  целью
       их   различения,    то  никто   бы,  особенно    в  этой
       древности,   не  озаботился  бы  поиском   выражений,
       тем  более  что  для  обычных    целей  (описаний)   это
       явно  обременительно.     Но  и  эти  факты,   даже  на-
       водящие    на   многие   размышления,      не   должны
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121