Page 129 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 129
ВЕДИЧЕСКИЕ ЗОРИ 129
мантрами и хоть в какой-то мере воспринимае-
мые объяснения.
В свете развивающихся знаний о характере
зари на Северном полюсе и о существовании че-
ловека на Земле до ледникового периода мы обя-
заны без колебаний воспринимать более разумно
и рационально различные пассажи ведической
литературы, описывающие характер зорь.
Если бы новые знания были сообщены Саяне в
его дни, я уверен, что он отнесся бы к новым те-
ориям более резонно и с более широким понима-
нием. Астрономия («Джьотиш») всегда считалась
«глазом Веды», и поскольку этот «глаз» сейчас
с помощью телескопа может охватывать более
широкие области, чем раньше, будет большой
ошибкой с нашей стороны пропустить возмож-
ность использовать знания, добываемые для осве-
щения тех слов в наших священных книгах, ко-
торые все еще остаются непонятыми.
Чтобы продвигаться вперед, следует согласиться,
что не только «Тайттирийя Самхита» указывает
на число зорь и что будет неправильным сопос-
тавить лишь эти данные с данными в Ригведе и
искать общий для обоих памятников вывод. «Тай-
ттирийя Самхита» описывает правила жертвопри-
ношения, и не следует рассматривать мантры, от-
носящиеся к «кирпичам зорь», как независимо
сложившиеся. Этот взгляд поддерживается и тем
фактом, что в Атхарваведе встречаются некото-
рые из них. Сомнений все еще много, но их ус-
траняет критическое изучение «Ануваки». Тут
«тридцать сестер» не упоминаются порознь, пре-
доставляя слушателю строф или читателю самому
подсчитывать их общее число,— шестая строфа
«Ануваки» выразительно указывает на «тридцать
сестер» и является достаточным доказательством
того, что в древние времена такое число к зорям
и относили.
5 - 2398