Page 128 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 128

128                                              ГЛАВА  V

         пе»  из  тридцати  длящихся    зорь,  что  и  описывает-
         ся  в  Ведах,  а  не  о  единичных  зорях  умеренной   и
         тропической    зон,  будь  это  упоминанием     о  ряде
         взаимно   последовательных    зорь   или  об  одной   из
         них.
            Перед   тем  как  начинать   рассматривать    другие
         варианты   ведологов,   интересно   взглянуть   на  объ-
         яснение   Саяной    факта   тридцати    зорь.  В  своем
         комментарии    к  «Тайттирийя    Самхите»   (IV,  3,  11)
         он  говорит,  что  первая  заря,  о  которой  сказано  в
         первой  строфе   «Ануваки»,—     это  заря  начала  тво-
         рения,  когда   все  вообще   было  еще   неразделимо,
         неразличимо,    судя  по  указанной   «Брахмане».
            Вторая  заря  в  следующем    стихе  —  это  обычная
         заря,  которую   мы   видим   каждый     день.  Все  это
         было   бы  еще   ничего,  но  число   зорь  вскоре   пе-
         рерастает  их  число,  известное  Саяне:   ведь  третья,
         четвертая  и  пятая   строфы   «Ануваки»    повествуют
         о  еще  трех  зорях,  и  Саяна  был  вынужден    объяс-
         нять  это  тем,  что,  хотя  заря  была  всего  одна,  она
         своей  йогической,   или  оккультной,    силой  породи-
         ла  эти  разные   формы.
            В  конце   концов   Саяна  пришел    к  выводу,   что
         тридцать   отдельных    зорь,  описанных     в  «Анува-
         ке»  как   тридцать   сестер,  объединенные     в  пяти
         группах,  являются   тридцатью    зорями  одного  меся-
         ца.  И  он  нигде  не  объясняет,  почему  для  указан-
         ной  мантры   выбраны    лишь   тридцать   зорь  одного
         месяца  из  360  зорь  всего  года.  Это  пояснение   не
         только  несостоятельно    само  по  себе,  но  и  проти-
         воречит   вышеприведенным      нами   источникам.    Но
         Саяна  ведь  писал,  будучи  убежден,   что  ведическая
         заря  —  это  та  же  самая,  что  он  и  другие  ведологи
         (например,   Яска)  наблюдали    в  тропической    зоне.
         И  не  то  удивительно,   что  он  привел   столь  мно-
         го  объяснений,  противоречащих     источникам,    а  то,
         что  он  оказался  в  состоянии  разглядеть  требуемые
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133