Page 126 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 126
126 ГЛАВА V
не соотносятся с последовательностью дней, де-
лается ясным из того, что первая из этих главных
пяти зорь считается ребенком Риты, вторая хранит
величие Вод, третья движется в области Сурьи,
четвертая — в области Огня, или Жара, а пятой
управляет Савитри.
Последняя строфа «Ануваки» подытоживает все
описание, утверждая, что заря, дарящая свет в раз-
ных формах, на деле является одной-единственной.
Во всем тексте «Ануваки» нет ни одного упоми-
нания о том, что восходит солнце или хотя бы
появляется солнечный свет, а в таком источнике,
как «Тайттирийя Брахмана» этот факт объясня-
ется следующими словами: «Было такое время,
когда все это не было ни ночью, ни днем, но
пребывало в неразличимом состоянии. И вот тог-
да боги ощутили необходимость зорь и создали
их, и тогда возник свет; поэтому он озаряет его
(то есть это состояние.— Н.Г.) и разрушает его
мрак, и для него (света) мы кладем эти кирпичи
зари». Суть этого пассажа в том, чтобы объяс-
нить, как и почему эти «кирпичи зари» долж-
ны возлагаться при чтении данных мантр. Здесь
приводится древний сюжет о тридцати зорях, соз-
данных волей богов, не в порядке последователь-
ных дней, а в тот период, когда все было «ни
днем, ни ночью». Эти слова в соединении с вы-
разительным утверждением в конце «Ануваки»,
что существует всего одна заря, достаточны, что-
бы доказать, что тридцать зорь, упоминаемых в
«Ануваке», длились непрерывно, а не появлялись
последовательно.
Если же нам необходим еще один авторитет-
ный и выразительный источник, мы найдем его
в «Тайттирийя Брахмане» (II, 5, 6, 5). Это старая
мантра, а не часть комментария к «Брахмане»,
поэтому она столь же убедительна, как и другие
вышеприведенные строки. Она адресована зорям,