Page 124 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 124
124 ГЛАВА V
дающихся восходами солнца. Это объяснение могло
бы на первый взгляд показаться достаточным, но
при ближайшем рассмотрении обнаружится, что
описания в гимнах не соответствуют такой тео-
рии. Если бы 360 зорь, разделенные интервала-
ми в 24 часа, соотносились со множественным
числом при обращении к ним в гимнах, то ни
один поэт, обладающий чувством уместности сво-
их слов, не мог бы говорить о них так, как в
гимне (I, 92, 1), то есть называя их «те, эти»,
как бы указывая на некий физический феномен.
Нельзя также и понять, как рассеянные по всему
году поочередные 360 зорь могли бы описываться
как двигающиеся на битву «мужи в строю». Не-
лепо описывать 360 зорь, как собранных «в од-
ном доме» и «не ссорящихся друг с другом». Мы
вынуждены прийти к заключению, что в Ригве-
де говорится о каком-то собрании или о группе
зорь, чье единение не нарушается внедрением
солнечного света, не дробится им на части. Если
воспринимать все это таким образом, то можно
прийти лишь к одному выводу — «много» зорь
составляли на самом деле единую длительную
зарю.
Это вполне совпадает с вышеприведенным
указанием, а именно — что много дней прохо-
дило между первым появлением света на гори-
зонте и восходом солнца (VII, 76, 3). Мы не
можем поэтому принять объяснений Яски или
Саяны о том, что множественное число употреб-
лялось для обозначения разрозненного появления
зорь.
Ведические зори представляли собой единый
физический феномен, и говорить об этом во
множественном числе можно лишь как о ряде
суточно-долгих частей, и вот именно поэтому к
Ушас обращаются то во множественном, то в
единственном числе. Другого объяснения нет, соот-