Page 157 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 157
ДОЛГИЙ ДЕНЬ И ДОЛГАЯ НОЧЬ 157
ные силы, о Пушан. Да будет здесь благотворна
твоя щедрость». Этот гимн встречается в Ригведе
(VI, 58, 1). Пушан сравнивается с Дьяусом и ука-
зывается, что он имеет две формы, темную и
светлую, то есть как «ахани». Говорится, что эти
темная и светлая формы, «ахани», составляют пра-
вую и левую стороны бога года, то есть две
противоположные части тела персонифицирован-
ного года.
Другими словами, этот пассаж четко указыва-
ет, что эти темная и светлая части «ахани» не
следуют близко одна за другой, а расположены
на диаметрально противоположных сторонах
года. Это может происходить только в том слу-
чае, если пара «день-ночь», представленная сло-
вом «ахани», определяет долгую ночь и долгий
, день арктического региона. Только там выступа-
ет ночь в паре с долгим днем, и они бывают,
' когда солнце находится в точках зимнего и лет-
; него солнцестояния. Две части «ахани» поэтому
очень точно представлены как составляющие пра-
- вую и левую стороны бога года. Этот пассаж в
«Араньяке» твердо поддерживает взгляд о характе-
ре понятия «ахани», изложенный выше <...>
Наиболее выразительное указание на долгий
- день содержится в первой строке гимна Ригведы
(X, 138, 3): «Солнце распрягло свою колесницу
* (своих коней) на середине неба», то есть как бы
... остановилось на отдых, причем не в точке захо-
ду да, не на горизонте, оно остановилось посреди
5 неба. Тут,, нет ничего неясного в этих четких сло-
вах. Но комментаторы нашли затруднительным
объяснить такое необычное поведение солнца в
I самой середине неба. Г. Гриффит, например, на-
писал, что это, вероятно, намек на затмение как
на желание солнца помочь арьям победить их
врагов. Это неудовлетворительное пояснение. При
солнечном затмении временно заслоняемое луной