Page 156 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 156
156 ГЛАВА VI
крайней мере в ряде мест оно обозначает пару
особых дня и ночи, не включаемую в понятие
«ушаса-накта» и отличное от него. Если «ахани»
действительно означает пару долгих дня и ночи,
отличающихся от обычных дней и ночей, то ведь
есть и другой способ, с помощью которого мож-
но отделить эти две пары одну от другой. Ведь
обычные дни и ночи непосредственно и плотно
следуют друг за другом — день сменяет ночь, а
ночь сменяется днем, и оба члена такой пары
не могут быть описываемы как взаимно разде-
ленные. Но долгая ночь и долгий день, будучи
даже равными по длительности, не следуют друг
за другом в таком близком соприкосновении
(быстрой взаимной замене). Долгая ночь протека-
ет в то время, когда солнце пребывает в преде-
лах зимнего солнцестояния, а с долгим днем со-
пряжено летнее солнцестояние, а точки этих двух
солнцестояний отстоят одна от другой на 180°, за-
нимая места на противоположных отрезках эклип-
тики.
Точный характер понятия «ахани» выглядит как
нечто, традиционно известное в период создания
Араньяк. Так, в строфе «Тайттирийя Араньяки»
(I, 2, 3) говорится о годе как о чем-то, имеющем
облик человека, и указывается, что год имеет
одну голову, но два рта и что это является «опре-
делением сезонов». Комментатор поясняет это как
наличие у бога года двух разделов — северного
и южного (в образе двух ртов), которые вклю-
чают в себя сезоны.
Дальше в этой «Араньяке» говорится, что «с пра-
вой и левой стороны бога года есть светлые и
темные дни», а следующие строки дополняют:
«Одна твоя (форма) светлая, а твоя другая — жерт-
воприносительная (темная) как два дня (ахан) раз-
ной формы, и ты подобен Дьяу (су). О ты, зави-
сящий лишь от себя, ниспошли все тайные защит-