Page 265 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 265

ВЕДИЧЕСКИЕ  МИФЫ   О  ПЛЕННЫХ  ВОДАХ                   265

      И   Индра   именуется    «Ап-джит»   —   «Победитель    в
      водах»,   тогда  как  Вритру   называют    «Апах   пари-
      шаянам»    —  «Охвативший      воды».   В-третьих,   это
      битва   за  обретение  коров  —  «го-ишти»,    и  в  Риг-
      веде  много   пассажей,   в  которых   Индра   освобож-
      дает   коров   после  поражения     Вритры.    В-четвер-
      тых,  это  борьба  за  возврат  дневного  света  или  не-
      ба,  известная    как   «див-ишти»,    или    «битва   за
      день».   И  во  многих   местах   о  солнце  и  заре  го-
      ворится   как  о  возвращенных    Индрой    после  убий-
      ства  Вритры.
         Приведем     выдержки     из  труда  А.  Макдонелла
      «Ведическая    мифология»,   где  приводятся  необходи-
      мые    доказательства    из  Ригведы,    говорящие    об
      этом   четырехчастном     характере   борьбы   Индры    с
      Вритрой.    Описывая    страшный     конфликт,    он  та-
      ким    образом   суммирует    главные    его  моменты,
      упоминаемые     в  Ригведе:  «Небо   и  земля   дрожали
      от  страха,  когда  Индра    ударял  Вритру   своей   ду-
      биной   (I,  80,  11;  II,  11,  9-10;  VI,  17,  9);  даже
      Тваштри,    который   сковал   эту  дубину,  дрожал    от
      гнева  Индры    (I,  80,  14);  Индра  сотрясал  Вритру
      дубиной   (I,  32,  5);  он  бил  его  по  лицу  заострен-
      ным    оружием    (I,  52,  15);  он  поражал    Вритру,
      захватившего    воды   (VI,  20,  2);  того  дракона,  ко-
      торый    оцепил   воды,   разлегшись    вокруг   («пари-
      шаянам»)    вод  (IV,  19,  2);  он  одолел  дракона,  ле-
      жавшего    вокруг   вод  (V,  30,  6)  (или  на  водах);
      он  убил  дракона,   скрытого   в  водах  и  заграждав-
      шего   воды   и  небо  (II,  11,  5);  Вритру,  который
      запер   во^ы,  он  сразил,   как  дерево,   своей  дуби-
      ной  (И,  14,  2);  так,  «Победитель   в  водах»  («Ап-
      джит»)   —  это  исключительно    его  имя  (и  качество)
      (VIII,  36,  1)»>.
         В   отношении     прибежища     Вритры    мы   видим
      следующее:     «Вритра    имел   скрытое   прибежище,
      откуда   воды,   освобожденные     Индрой,    умчались,
      Перетекая   через   тело  демона   (I,  32,  10);  Вритра
   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270