Page 285 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 285
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ 285
и создает ночь там, где был день, а на другой
раз — день и т. д. Это очень смутно, так как не
доказывает, что была уверенность в возврате
солнца в течение ночи через некую область где-
то в высшем небе — так пояснил Уоллес. В ори-
гинале применены слова «авастат» и «парастат»,
и вот это последнее слово правильно перевел
д-р М. Хауг как «на другой стороне». А ряд дру-
гих, и в их числе Д. Муир, считают, что оно
обозначает «высший», расширяя, таким образом,
предположение, что солнце возвращается в часы
ночи через самые верхние области неба. Но, видя
выразительные строфы, в которых области над и
под всеми тремя землями определяются безоши-
бочно, мы не можем согласиться с гипотезой,
основанной на одном сомнительно переведенном
слове. Эта гипотеза основана или на предвзятом
мнении о примитивном человеке, или на жела-
нии ввести в Веды разработки космографии Го-
мера.
Знания ведических бардов, касающиеся нижнего
мира, не могли быть, конечно, равными знаниям
современных астрономов, а поэтому мы можем
встретить в Ригведе такие вопросы (I, 35, 7):
«А где сейчас Сурья (после захода) и какую не-
бесную область озаряют сейчас его лучи?» Но мы
видим достаточное число точных свидетельств,
доказывающих, что ведические люди знали о су-
ществовании области ниже земли, и даже если
некоторые их указания были недостаточно точны,
это не уменьшает ценности их свидетельств.
Если мы откажемся от мысли, что нижний
мир не был известен ведическому народу (то
есть от такого беспричинного мнения), сразу ста-
нут понятными движение и природа небесных
вод. Древние арьи, подобно древним иудеям, ве-
рили, что тонкая материя, наполняющая все про-
странство вселенной, была не чем иным, как во-