Page 305 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 305

ВЕДИЧЕСКИЕ  МИФЫ  О  ПЛЕННЫХ  ВОДАХ                   305

         Сам   факт   упадка   совершенно     очевидно   гово-
      рит  об  ослаблении   силы   солнца,   а  не  о  высыха-
      нии   трав,  как  это  понимал   Саяна,   комментируя
      гимн   (III,  32,  9).  В  «Тайттирийя   Самхите»    мы
      видим  следующий    текст:  «Есть  три  сиянья,  или  сил
      солнца:   одна  в  васанте   (весной),  то  есть  утром,
      вторая   в  гришме   (летом),   то  есть  в  полдень,  и
      третья  в  шараде  (осенью),  то  есть  вечером»  (II,  1,
      2,  5).  Мы  не  можем    воспринимать     эти  слова  —
      утро,  полдень    и  вечер  —  в  их  прямом    смысле.
      Указываемые     ими    три  периода   дня   следуют   за
      указанием    на   годовые   периоды    солнца,    и  тут
      шарад   называется    вечером,  то  есть  временем   его
      снижения.    Отсюда   следует,  что  после  шарада  сол-
      нце   в  древние   времена   уже   не   светило.   Текст
      комментатора    Шабары     показывает,   что  сила  сол-
      нца   снижалась    в  дни  шарада,    и  конец   шарада
      поэтому   являл    собой  ежегодную     уступку   силам
      мрака,   или  же,  говоря  точнее,  двойной   сезон  хе-
      манта   и  шишира    (зимы   и  холодного   сезона)  был
      долгой   ночью,   в  дни   которой   солнце   было   под
      горизонтом.   Следует   также   упомянуть,    что  слово
      «химья»   (букв,  «зимний»)   употребляется   в  Ригведе
      для  обозначения    ночи  (I,  34,  1),  чем  подчеркива-
      лось,  что  зимний    сезон  был   временем   мрака.
         Но   нам   могут   возразить,   что  мы   не   вправе
      считать,   что   в  древности   время    отсчитывал ось
      просто   сезонами   и  днями,   а  поэтому   «чатварим-
      шьям   шаради»    не  может   означать   «на  40-й  день
      осенью».   Но  это  возражение    не  имеет   надежных
      оснований,   так   как  у  нас  есть  много   надписей,
      в  которых    даты    событий    определялись    только
      указаниями    на  сезоны,  о  чем  говорится  с  приведе-
      нием   многих   примеров   в  книге   «Надписи    из  пе-
      Щерных     храмов    Западной    Индии»,    написанной
      Д-ром  Бургессом   и  Бхагванлалом   Индраджи     (1881).
      <...>  Еще   в  первые   века  нашей    эры  даты   ука-
      зывались    путем  упоминания     сезона,  первой   или
   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309   310