Page 337 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 337
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 337
тери. Но что следует понимать под словами «он
двигался в утробе в течение десяти месяцев»? Это
удовлетворительно поясняется арктической теорией.
Мы ведь видели уже, что воды носили на себе
Диргхатамаса в течение десяти месяцев и что за
этот же период завершали свои жертвоприноше-
ния Дашагвы. Солнце можно легко себе предста-
вить как двигающееся в утробе матери в те ме-
сяцы, когда оно находится над горизонтом, или
между небом и землей. По окончании этого пе-
риода солнце исчезает или выходит из утробы в
пустую землю, где как бы попадает в деревянное
укрытие, или ящик, на два месяца. Таким обра-
зом, делается понятным и образ мудреца Атри,
взывающего к Ашвинам с мольбой об освобож-
дении из этого ящика, а равно и о благополуч-
ном рождении ребенка, то есть его самого, из
утробы матери по истечении десяти месяцев.
В Атхарваведе (XI, 5, 1) солнце именуется
брахмачарином, двигающимся между небом и
землей, а в 12-й строфе этого гимна мы читаем,
что солнце «громко взывающее, гремящее, крас-
ное, белое, несет над землей великий детород-
ный орган». И если говорится о его великом ор-
гане, когда оно движется над землей, то легко
понять, почему оно же именуется евнухом («вадх-
ри»), когда опускается в «нир-рити». Но Макс
Мюллер спрашивает: а почему его называют се-
мижды евнухом? Ответ довольно прост: небо,
земля и нижний мир — все в Ригведе определяют-
ся как делящиеся на семь слоев (или сущностей),
и когда океан или воды описываются как «состо-
ящие из семи» («сапта будхнам арнавам») в
гимне (VIII, 40, 5) или «сапта аптах» в гимне
(X, 104, 8), или когда мы встречаем упоминания
о семи «данус» (демонах) в гимне (X, 120, 6),
или же о Вритре говорится, что он имел семь кре-
постей (I, 63, 7), а Индра называется «сапта хан»