Page 365 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 365
ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 365
повсюду — впереди (на востоке), позади (на запа-
де), наверху (то есть на севере) и внизу (на юге).
И если определения «впереди», «позади» и дру-
гие в гимне (X, 27, 15) правильно поняты, то стро-
ки означают, что семи-, восьми-, девяти- и деся-
тизначные группы жертвователей могут быть
видны «всюду вокруг». Другими словами, в раз-
ных местах арктического региона имелись свои
группы жертвователей, связанных с числом меся-
цев солнечного света в этих местах. Объяснить
это не поможет ни одна теория, кроме арктичес-
кой, а поэтому, ввиду полного отсутствия других
удовлетворительных разъяснений, нам следует,
видимо, согласиться с ее выводами.
ДЕСЯТЬ ЦАРЕЙ И РАБАНА
Выше говорилось, что в Ригведе упоминаются
десять златоруких царей и десять не знающих
жертвоприношений (VIII, 5, 38; VII, 83, 7). Но
нельзя лишь мимолетно упоминать здесь об этих
последних. О царе Судасе, сыне Диводасы Атит-
хигвы, сказано, что он воевал с десятью такими
неправедными царями, ему помогали Индра и Ва-
руна (VII, 33, 3-5; VII, 83, 6-8). Эта битва из-
вестна в литературе под названием «дашарадж-
на». Главный жрец царя Судаса, Васиштха, забо-
тился о том, чтобы'Индра его поддерживал.
На этой шаткой основе некоторые ученые
выдвинули^ предположение, что здесь описывается
битва между арьями с десятью неарийскими, не
знающими жертвоприношений царями. Но я ду-
маю, что битва «дашараджна» должна быть объ-
яснена более просто и естественно как один из
вариантов битв Индры с семью демонами-Дана-
вами (X, 120, 6). В Ригведе Индру называют се-
Мижды убийцей, что может относиться или к семи