Page 366 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 366

366                                              ГЛАВА  Л

         Данавам,  или  к  семи  крепостям   Вритры   (I,  174,  2\
         в  глубине  семидонного    океана   (VIII,  40,  5).  Ее
         ли  Индра  является  семижды    убийцей    («саптахан»).
         его  же  можно    определить   и  как   десятикратного
         убийцу,  руководствуясь    принципом    разъясненного
         выше   деления.    Слово   «дашахан»    в  Ригведе    не
         встречается,  но  битва  с  десятью  царями  практичес
         ки  соотносится  с  этим  понятием.   Мы   уже  говори-
         ли  выше,   что  в  числе  врагов  Индры   были   и  та-
         кие,  как  Дашони     и  Дашамайа,    явно   связанные
         формой   своих  имен  с  числом  десять  («даша»).   Де
         сять  златоподобных    царей  выглядят    образами   де
         сятимесячного   солнечного   света,  богами  этих  деся
         ти  месяцев,  и  то,  что  о  них  говорится  как  о  да
         рованных    жертвоприносителям,      выглядит   обосно
         ванным.   Один   из  почитателей    Индры    именуете:
         Дашадью,   то  есть  «светящий  десятикратно».
            Соединив   все  эти   факты,   мы   придем    к  зак
         лючению,   что  семь  демонов   —  Данавов,  являвши\
         собой  силы   мрака,   могли   восприниматься    и  Kai
         десятикратные,    а  Индра,    помогавший     Судасу   ь
         борьбе с десятью  неправедными царями, соотносите-
         со  старой  историей    о  ежегодной   борьбе   света  <
         мраком,   как   это  представлялось    обитателям    тех
         мест,  где  после  десяти  летних  месяцев   наступал!
         два  месяца  долгой   ночи,  то  есть  тех  мест,  где  п
         жили   Дашагвы.
            Но  и  это  еще  не  конец  проявлениям  интереса   i
         этой  замечательной     битве.  Если   мы    вспомним,
         что  слово   «царь»    не  относилось    в  Ригведе   к
         классу   (сословию)   воинов   и  что  в  одном   местч
         оно  определяет   Ангирасов    (I,  139,  7),  то  стану
         явными    синонимами     такие  слова   и  выражения
         как  «десять  золотых   царей»,   «десять   жертвовате
         лей»,  «десять  Ангирасов»    или   «десять  Дашагвог*.
         которые   приносили    жертвы   в  течение  десяти   ме-
         сяцев».  Брихаспати    был  главой   Ангирасов    и  ка--
         таковой  мог  вполне  носить  прозвище,    относящееся
   361   362   363   364   365   366   367   368   369   370   371