Page 98 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 98
98_ ГЛАВА IV
жалению, в Ригведе мало таких пассажей, кото-
рые описывали бы движение небесной полусфе-
ры или звезд на ней, и поэтому мы должны
находить другие характеристики полярных регио-
нов, например такие, как «день и ночь, длящиеся
по шесть месяцев»; нам следует посмотреть, со-
держат ли памятники ведической литературы
упоминания об этой единственно четкой черте,
типичной для полярных мест.
Утверждение, что день и ночь богов длятся по
шесть месяцев, крайне широко распространено в
индийской литературе, в силу чего мы остановим-
ся на этом как можно полнее и начнем с пост-
ведической литературы, прослеживая эти упоми-
нания вглубь, к наиболее древним памятникам.
Они встречаются не только в Пуранах, но и в
работах по астрономии, а поскольку именно в
них сведения носят наиболее определенный харак-
тер, мы начнем с последних, известных как
Сиддханта.
Гора Меру признается нашими астрономами
земным Северным полюсом, и в «Сурья Сиддхан-
те» (XII, 67) говорится так: «На Меру боги видят
солнце после его единственного восхода и в те-
чение половины его вращения, начинающегося с
Ари» (в древнеиндийской астрологии так назы-
вается «шестой дом» планет или небесного прос-
транства). В Пуранах о Меру говорится, что это
жилище или местопребывание всех богов, и лег-
ко и естественно поясняется указание на их полу-
годовые ночь и день; все астрономы и богословы
соглашаются с точностью этих пояснений.
День богов совпадает с движением солнца от
весеннего к осеннему равноденствию, когда сол-
нце можно видеть на Северном полюсе или на
Меру, а ночь — это прохождение солнца по югу,
от осеннего обратно к весеннему равноденствию.
Но Бхаскарачарья, не понявший правильного зна-