Page 100 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 100
100 ГЛАВА IV
наша цель будет достигнута, если ее наличие
будет твердо установлено.
Это подтверждается и таким авторитетным ис-
точником, как «Законы Ману» (I, 67): «У богов
и день и ночь — (человеческий) год, опять разде-
ленный надвое: день — движение солнца к севе-
ру, ночь — период движения к югу». Здесь день
и ночь богов принимаются за единицу измерения
более долгих периодов времени, вроде тех, что
известны как «кальпа» и т. п. В комментарии
Яски, известном как «Нирукта» (XIV, 4), види-
мо, это воспринимается так же.
Исследователь Д. Муир в первом томе своей
работы «Оригинальные санскритские тексты»
приводит некоторые из таких пассажей в той
мере, в какой они связаны с системой юг в Пу-
ранах. Но наши положения не соотносятся с таким
развитием идеи, что день и ночь богов длились
по шесть месяцев; с нашей точки зрения, важно
то, что в ведической и постведической литерату-
ре непрерывно сохраняется эта традиция, которую
можно объяснить лишь на основе гипотезы, что
изначально она должна была стать результатом
реального наблюдения явления.
Здесь мы должны обратиться к цитатам из
«Махабхараты», где дается такое ясное описание
горы Меру — царя всех гор, что не останется ме-
ста для сомнений в том, что это Северный по-
люс, или место, соответствующее его характери-
стикам. В одной из книг этого эпоса, в «Вана-
парве» («Лесной»), в разделах 163 и 164 деталь-
но описывается приход героя Арджуны на эту
гору-и говорится так: «На Меру Солнце и Луна
ходят кругами слева направо («прадакшинам»)
каждый день, и это же совершают все звезды».
И дальше: «Гора своим сверканием настолько
превосходит мрак ночи, что ночь бывает трудно-
отличима от дня». И несколькими строками даль-