Page 168 - Славянское царство
P. 168

пленных греков, наказав, как только тот окажется в виду у неприятельского войска,
               послать упомянутых греков, перепачканных кровью, еще сочившейся из ран, в лагерь
               Лютовида; если же те откажутся идти, разрешил изрубить их мечами. Этим он хотел
               еще больше устрашить греков и иллирийских государей. Гойислав, усердно выполняя
               приказ  отца,  переправил  войско  через  Которскую  бухту  и,  следуя  по  Конавлям
               (Canale),  поднялся  на  гору  Клобук  (Clouco)  и  оттуда  двинулся  прямиком  на
               неприятеля.  Приблизившись  к  нему,  он  отпустил  закованных  в  кандалы  греков,
               которые, придя в войско Лютовида и других иллирийских государей, поведали о том,
               что  произошло  с  их  войском.  Этот  рассказ  поверг  в  ужас  всех,  за  исключением
               Лютовида,  который  (как  было  сказано  прежде)  был  мужем  храбрым  и  опытным  в
               делах войны. Не решаясь вступить в бой с неприятелем из‑за страха, охватившего его
               воинство, он послал передать Гой- иславу: «Не мни, Гойислав, что твои изощренные
               хитрости испугали меня. Если ты муж и в груди у тебя — благородное сердце, выходи
               против меня на коне с двумя твоими воинами. То же сделаю и я. Выйдем на равнину и
               испытаем  доблесть  каждого  из  нас».  Гойислав,  не  желая  ни  при  каком  условии
               оставлять этот вызов и угрозы без ответа, поступил так, как просил Лютовид. Они
               сошлись  в  поединке,  и  Лютовид  был  ранен  одним  из  воинов  Гойислава  по  имени
               Удобр (Vdobre). Когда же [Удобр] сбросил его с коня, другой его соратник закричал:
               «Бегите,  воины,  соратники  мои!  Лютовид  ранен  и  сброшен  наземь!»,  но  тот  тем
               временем поймал коня и, вскочив на него, устремился в бегство. Воинство его, видя
               это,  также  обратилось  в  бегство.  Гойислав,  бросившись  их  преследовать,  многих
               перебил и нескольких взял в плен, а затем, торжествуя победу, возвратился к своему
               войску.
                    После этого страна жила в мире под властью Доброслава и его сыновей. Устроив
               все  дела  своего  королевства,  он  вспомнил  о  том  жителе  Бара,  который  со  своей
               смышленостью был одной из главных причин победы, и постарался наградить его
               так, чтобы ни он, ни его потомки никогда не раскаялись в оказанной своему королю
               услуге.  Эта  победа  вернула  Доброславу  все  земли  вокруг  Драча  и  распространила
               пределы его владений до реки Воюши (Baiusa). Там он поставил крепость и, поручив
               ее охрану опытным воинам, установил [в упомянутом месте] границу своих владений.
               Оттуда  его  подданные  постоянно  совершали  набеги  на  греческие  владения.
               Доброслав,  прожив  после  этого  еще  двадцать  пять  лет,  скончался  в  Прапратне
               (Prapratna), где была его резиденция, и был с великими почестями погребен в церкви
               Святого Андрея в собственной часовне. Его сыновья со своей матерью, собравшись
               после  его  смерти,  поделили  между  собой  области  королевства:  Гойиславу  с
               Предимиром, младшим из сыновей, отошло Требинье и Грбали (Grispuli), Михайло —
               Прапратна,  Црмница  и  Облик.  Сага-  неку  —  Горская  жупания  (Giupania  di  Gorska),
               Купелник (Cupreluye) и Барицы (Bareci), Радославу — Лукская жупания (Giupania di
               Luca), Подлу- жье (Podlugie) и Цуцево (Ciceua) с Будвой (Budua). Королева–мать, пока
               была жива, держала своего первенца Гойислава при себе и повелевала как сыновьями,
               так и всем королевством. Никто из них при ее жизни не осмеливался присваивать себе
               королевский  титул.  Именовали  же  они  себя  просто  «кнезови»  (chnesoui),  то  есть
               князья (Conti). Через какое‑то время Гойи- слав, занедужив в Требиньи, был убит в
               постели  некими  местными  жителями,  называемыми  скробимцами  (Schrobimesi),
               которые затем убили и его брата Предимира, избрав себе в государи одного из своих



               К оглавлению
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173