Page 36 - Славянское царство
P. 36
всю эту область. Посему Дагоберт был вынужден поставить королем Австразии
(Austria) своего сына Сигиберта, дабы тот оберегал упомянутые пределы от славян.
Последние, однако, не переставали разорять франкские земли, так что Дагоберт,
почти отчаявшись, собрал три войска, каждое по пятьдесят тысяч, и послал их против
славян короля Само. В сражении у Агунтума (Agunto) Само потерпел поражение
благодаря превосходству неприятеля скорее в численности, чем в доблести. Тогда же
эти славяне были обращены в веру Христову. В то время святой Ко- лумбан
отправился проповедовать им Евангелие. После смерти Само его преемником стал
Борут (Boruth), или, как его называет Вольфганг Лациус (VI), Борух (Boruch), который,
по словам Лациуса, был первым королем каринтийских славян, который получил
святое крещение от рук блаженного Доминика (Doningo), ученика святого Руперта,
епископа ювавского (Iuuaniense) и просветителя карнов. В залог верности он передал
королю Дагоберту своего сына по имени Горазд (Carasto) и племянника Хотимира
(Chitomir). После этого он сразился с гуннами, разорявшими его земли, наголову
разбил их и уничтожил. После смерти Борута славянами Карин- тии, или Норика,
правили упомянутый Хотимир и, согласно Лациусу, Горазд. В это время ученый муж
Майоран проповедовал и наставлял этот народ в Христовой вере. Славянские
вельможи восстали против своего государя Хотимира за то, что он, отринув старую
веру, которой издавна придерживались их предки, обратился к новой. Тогда
баварский государь Тас- силон II пришел на помощь Хотимиру и заставил его
подданных подчиниться своему господину. После его смерти славянские вельможи
оставили христианскую веру и изгнали священнослужителей в Баварию. Вторгшись
во Фриули, они сразились с герцогом Фердульфом, который пал в битве вместе с
множеством своих подданных, как пишет Павел Диакон (III, 23). По его словам, в той
битве пал герцог Фердульф и его наместник Аргаит, который подтолкнул его к этой
битве. Так из‑за вспыльчивости и опрометчивости упомянутых Фердульфа и Аргаита
погибло такое множество сильных и храбрых мужей, какое при мудром и
осмотрительном руководстве могло бы сразить не одну тысячу врагов. Когда
герцогом Фриули был Пеммо (Penmone), отец Ратхо и Ратхи, славяне вынудили его
заключить с ними унизительный для него мир. Когда власть перешла к Ратхо, тот
неосмотрительно разорвал его и совершил опустошительное вторжение в Крайну
(Carniola), отчизну славян; за что получил заслуженное возмездие: славяне,
вооружившись, вторглись в его владения и предали их свирепому разорению, как
пишет Диакон (глава 52). Диакон, по какому бы поводу не писал о славянах, похоже,
не испытывает к ним большой любви, всячески принижая их силу и доблесть.
Причина этого кроется в том, что славяне, как пишет Бьондо в 10–й книге I декады,
многократно воевали с лангобардами, сородичами упомянутого Диакона. Итак, когда
славяне, как мы сказали, оставили христианскую веру, Тассилон, усилив войско, вновь
вторгся в их земли и в результате нескольких стычек победил их, поставив над ними
герцога по имени Вальдунг. Гемон с Региноальдом, Майораном, Готарием,
Эрхинобертом, Регинардом, Августином и Гюнтером проповедовали им Слово Божье,
которое вельможи, бывшие всадниками, яростно ненавидели. Однако преемник
Вальдунга Ингон привлек их к христианской вере при помощи хитрости, устроив пир
по совету Арна, зальцбургского епископа. Вальдунг, которого Сигиберт из Жамблу
называет Ингон, не в силах обратить в христианство вельмож подобно тому, как он
К оглавлению