Page 40 - Славянское царство
P. 40
некоторое время, Людевит был предательски убит упомянутым Ладой. Таков был
конец знаменитого Людевита. Войны, которые он вел, и походы, предпринятые
против разных народов, описаны (как говорит Авентин) в пергаментной книге,
хранящейся в Ильммюнстере (Monasterio de'Monaci posto all'Ilmo), где описаны и
другие войны славян. Последние во времена франкского короля Арнульфа, мстя за
обиды, учиненные франками, вторглись в их королевство и жестоко разорили
некоторые провинции, так что Арнульфу пришлось выступить против них лично.
Однако его войско было разбито и понесло большие потери, как повествует Регино
(II). Он пишет: «Когда Арнульфу, императору и королю франков, находившемуся в
пределах баварцев в 891 году с целью подавить нападения славян, сообщили, что
неприятель истребил множество его воинов и одержал победу, тот, скорбя по
причине гибели своих подданных, со многими вздохами стал причитать, долго
перечисляя триумфы и победы, которые франки всегда одерживали над врагами,
стяжав себе славу почти непобедимых, а теперь впервые бежали перед врагами
славянами. Последние, двигаясь далее, заняли страну, которая от реки Марахава
(Marahaua), получила название Маравания, а затем Моравия (как пишет Беат Ренан в
«Германии» (I)), и, изгнав оттуда остатки маркоманов, поселились в тех местах,
значительно расширив свои владения, поскольку, как пишет Франциск Иреникус
(XII), королевство славян моравов включало в себя Венгрию, Чехию и Русь и было
таковым до предпоследнего моравского короля Святокопия (Suatocopio), о котором
Пьерфранческо Джамбулари (I) пишет так: «Где он имел мир и покой на Руси, в
Польше, Моравии и Чехии, странах, по природе склонных к войнам и обильных
отчаянными воинами, способными на любые, самые великие дела». Эти моравские
славяне, как пишет Вольфганг Лациус (IX), много воевали с франками, немцами и
саксами. Доставили они немало хлопот и печенегам (Pazinaci), ныне татарам (как
пишет Регино (II)). Марцин Кромер и Ян Дубравий дали пространное описание этого
королевства, которое просуществовало до 991 года, когда после смерти короля
Всеволода (Sueulado) оно было захвачено венграми, поляками и в большей части
чехами. Моравия стала христианской, по мнению Венцеслава Богемского, при
Святополке (Suatoplugo), который правил моравами, имея престол в Велеграде. Он
принял христианство со своим народом от Кирилла Философа, которого прежде звали
Константином. Поскольку он является просветителем болгар, рашан и других славян
Далмации и Моравии, мне представляется необходимым вкратце описать его жизнь,
ссылаясь на Диоклейца, Яна Дубравия и Августина Моравия в его жизнеописаниях
оломоуцких епископов.
Кирилл был родом грек и родился в Фессалониках, ныне Салоники. Отцом его
был патрикий Лев. Сначала его звали Константин Философ. В 887 году был назначен
управлять Велеградской церковью римским папой Адрианом III. Он был первым
архиепископом Моравии, наставив прежде в христианском вероучении болгар,
сербов, далматского короля Святополка (Suetopelech) и после них моравского короля
Святополка (Suatoplugo) со всем его народом, границы которого проходили по рекам
Висла, Дунай и Ваг. После пяти лет управления Моравской Церковью он отказался от
этой должности и с согласия Стефана, преемника папы Адриана, поставил вместо себя
своего брата Мефодия, с которым дурно обошелся король Святополк (Suatoplugo)
Младший. Отправившись однажды на охоту, он велел архиепископу Мефодию не
К оглавлению