Page 37 - Славянское царство
P. 37
сделал это с крестьянами, созвал однажды всех своих подданных на пир, на котором
господ усадил отдельно от простолюдинов. Последних он посадил за свой стол, и им
со всеми почестями подносили яства на золотой и серебряной посуде; благородным
же, сидевшим далеко от него, подавали на глиняной. На вопрос о причине Вальдунг
ответил, что велел обслуживать столы сообразно качеству людей, поскольку
крестьяне, будучи христианами, очищенными непорочной кровью Христа, имели
души незапятнанные и чистые, благородные же, будучи идолопоклонниками, имели
души запятнанные и грязные. Все это так подействовало на славянскую знать, что
они все сделались христианами. И отсюда пошла известная торжественная
церемония избрания герцога Каринтии. Церемония эта, будучи весьма необычной и
непохожей на другие, заслуживает (для развлечения читателя), чтобы мы ее по
возможности кратко описали, опустив некоторые подробности. Недалеко от крепости
святого Вита в довольно широкой долине до сей поры видны развалины города, столь
древнего, что и имени его никто не помнит. Рядом с ним на широком лугу находится
довольно высокая мраморная глыба. На этой глыбе при коронации нового государя
восседает крестьянин, которому принадлежит право совершения этой церемонии,
так как он происходит из рода, издавна почитавшегося первейшим. Правой рукой он
держит черную корову, а левой худую и неказистую кобылу. Вокруг упомянутого
камня стоят толпы народа, в основном крестьяне, и ждут нового господина, который
появляется на краю луга в сопровождении торжественной свиты знати и вельмож в
богатых одеждах. Впереди всех выступает граф Гориции, майордом государя,
который среди двенадцати малых хоругвей несет великую хоругвь эрцгерцога. За
государем следуют магистраты и министры, как и все, в самом торжественном
одеянии, которое только может быть. Среди всех один лишь государь одет по–
простому, в незамысловатую и грубую крестьянскую одежду. Так он подходит к
камню. Мужлан же, сидящий на камне, при его приближении начинает восклицать
по–славянски: «Кто это, кто идет с таким почетом?» Стоящий же вокруг народ ему
отвечает: «Это наш новый государь, идущий принять власть». Тогда мужлан опять
вопрошает: «Праведный ли он судья? Радеет ли за отчизну? Свободен ли он? Достоин
ли почета? Истинный ли христианин? Защитник ли и умножатель святой веры?» И на
каждый из вопросов толпа отвечает: «Да, да, таков, будет…» В конце концов мужлан
вопрошает: «По какому праву хочет он согнать меня с этого престола?» Тогда граф
Гориции отвечает ему: «За семьдесят денариев покупает он у тебя это место. Эта
скотина, то есть кобыла и корова, будут твоими. Будешь иметь одеяния, которые
носит господин, будешь свободен ты и дом твой, не платя ему никакой подати». Тогда
мужлан, слегка ударив государя по лицу рукой и приговаривая: «Будь правым судьей,
то есть суди по справедливости», спускается с камня с кобылой и коровой, оставляя
место свободным. После этого государь поднимается на камень, вынимает меч и
потрясает им с суровым видом, обращаясь поочередно на все [четыре] стороны, давая
этим, похоже, обет быть праведным судьей. Затем, велев принести ему воды, из
мужицкой шапки выпивает ее перед всеми, верно в знак трезвости и безразличия к
суетным изысканным яствам, столь ценимыми многими. Спустившись с камня, он со
всей свитой идет в близлежащий храм и, отстояв службу, исполненную самым
торжественным образом, снимает с себя мужицкую одежду и, отдав ее мужлану с
камня, облачается в господское платье. Затем, торжественно отобедав со всей знатью
К оглавлению