Page 38 - Славянское царство
P. 38
и вельможами, он возвращается на луг, где с приготовленного судейского места
вершит суд для тех, кто просит, или по обычаю этой страны дарует имения и феоды
по своему усмотрению. Обо всем этом Эней Сильвий, впоследствии папа Пий II,
который лично присутствовал на этой церемонии в Каринтии, подробно
рассказывает в своей «Европе». Утвердив там свое господство, славяне неоднократно
воевали с франками. В 667 году франки с большим войском под началом Андагиза,
отца Пипина Младшего, бывшего майордомом франкского короля Теодориха,
вступили в сражение со славянами и были разбиты, причем сам Андагиз (как пишет
Авентин (IV)) пал на поле брани. Некоторое время спустя славяне, поссорившись с
каганом, князем аваров, также народом славянского племени, владевшим Баварией,
начали совершать набеги на их владения, так что каган был вынужден их оставить.
Посему в 805 году (как пишут Суффрид Мейсенский и аббат Регино во II книге
«Хроники») каган прибыл к императору Карлу Великому, прося у него место для
жительства между Сабарией (Sabaria) и Карантанией (Carantano), утверждая, что не
может больше жить в своих исконных землях из‑за постоянных набегов врагов на его
страну, из которой в конце концов вместе с гуннами был изгнан славянами. Славяне
же под началом Примислава, Чемики (Cemica), Стомира и Оттогера сели по реке Драве,
начиная от пределов Баварии. Через некоторое время те славяне, которые жили на
Дунае и в Норике, в союзе с бавара- ми напали на Верхнюю Паннонию, ограниченную,
согласно римскому описанию, Дунаем, Савой и Дравой, а также вторглись в Дакию,
лежащую на другом берегу Дуная, где разгромили и уничтожили остатки аваров и
гуннов. Покорив все земли вплоть до устья Савы, они вывели туда колонии баваров и
славян, как пишет Авентин (IV), который при этом отмечает, что почти в то же время
константинопольский император Никифор отправил послами к Карлу Великому
Петра Епископа и Калиста. После заключения мира между двумя упомянутыми
государями было решено, что Карл владеет Паннониями, Дакией, Истрией,
Либурнией и Далмацией, за исключением некоторых приморских городов,
оставшихся за Никифором. Немного позже далматы, ненавидя греков за их
ничтожество, послали к Карлу задарского градоначальника Павла и епископа этого
же города Доната с дарами, перейдя в подданство франкской короны. Никифор, видя,
что Далмация восстала против него, разорвал мир с Карлом и послал в Далмацию
флот под началом патрикия Никиты, который, едва прибыв на место, вернул обратно
все, что принадлежало грекам в Далмации, и даже с лихвой. Однако после смерти
Карла и Никифора, а именно в 818 году, сын Карла Людовик Благочестивый поделил
Далмацию с константинопольским императором Львом. В это время Людевит
Славянин, государь Нижней Паннонии, именуемой ныне Позега (Possega), поднял
восстание против императора Людовика, поскольку последний отказал ему в выплате
жалованья. Он возбудил великую смуту в Восточной Баварии, привлек на свою
сторону болгар, карнов и часть хорутан (Carioni) и захватил большую часть Верхней
Паннонии. Эти обстоятельства вынудили Людовика созвать собор в Ахене, на
котором среди прочего было решено отправить итальянское войско в Паннонию
против Людевита. В состоявшемся сражении Людевит одержал победу и, как пишет
Аймоин (II, CVI), еще больше возгордился. Тем не менее он отправил посольство к
императору с просьбой о заключении мира при некоторых договоренностях и
условиях. В случае соблюдения последних он обещал выполнять все повеления
К оглавлению