Page 60 - Славянское царство
P. 60

Они жили на берегах Венеде — кого моря и посреди его вод, имели собственного царя
               и  весьма  знаменитый  храм,  в  связи  с  чем  претендовали  на  первенство  среди  всех
               славянских  народов.  В  упомянутом  море  они  владели  также  островом  Ран  длиной
               семь немецких миль и такой же шириной с очень плодородной почвой, который и по
               сей  день  служит  житницей  для  зундцев  (Sedunesi),  как  Сицилия  для  римлян.
               Стольный град ран по имени Аркона, от которого ныне не осталось и развалин, стоял,
               по  мнению  некоторых,  на  высоком  мысу  упомянутого  острова  и  был  окружен  с
               востока  и  юга  морем  и  такими  высокими  стенами,  что  только  пущенная  из  лука
               стрела могла достичь их вершин. С западной же стороны город защищал большой и
               мощный бастион. Саксон Грамматик, впрочем, помещает Аркону на другой остров под
               названием Витора, отстоящий от Рана на ширину реки, и пишет, что город этот был
               разрушен  готским  королем  Харальдом  и  датским  королем  Хеммингом.  Абрахам
               Ортелий  считает,  что  на  том  месте,  где  стояла  Аркона,  в  древности  находился
               славянский  город  Винета,  который,  как  пишет  Гельмольд,  был  самым  крупным  из
               городов в Европе и самым знаменитым торгом разных народов. Его населяли славяне,
               которые, принимая в нем представителей других народов, не дозволяли им во время
               своего  пребывания  жить  по  христианскому  обряду.  Посему  до  времени  его
               разрушения всегда пребывали в язычестве. Однако не было людей более честных и
               гостеприимных и радушных, чем те славяне, что жили в Винете. Гельмольд помещает
               этот город в другом месте, а именно между устьем Одера и городом Камень, где и
               поныне  видны  его  развалины.  Причиной  его  падения  послужило  не  что  иное,  как
               междоусобицы:  датский  король,  воодушевленный  ими,  пожелал  разграбить  столь
               богатый  город  и,  снарядив  большой  флот,  напал  на  него,  захватил,  разграбил  и
               сровнял с землей. Итак, славяне, жившие на острове Ран, держали на нем большой
               флот, с помощью которого совершали набеги на побережье, нанося большой ущерб, в
               особенности датским королям, с которыми они часто воевали. Видукинд Голландский
               (III) пишет, что в 809 году от Рождества Христова ране, снарядив флот из 830 судов,
               напали  на  Датское  королевство  и  на  Восточную  Фризию,  где,  помимо  прочих  бед,
               которые  они  причинили,  захватили  и  сожгли  города  Альденбург  и  Ниссен,
               вернувшись на свою родину Ран с огромной добычей. Это послужило причиной того,
               что Карл Великий примерно в 810 году пошел на них войной и, одолев в двух жестоких
               и  кровопролитных  сражениях,  подвел  их  под  ярмо  Христа.  Поскольку,  как  пишет
               Видукинд, Карл смог одолеть их благодаря скорее их разобщенности, чем доблести
               франков,  он  повелел  им  принять  христианство  по  римскому  обряду  и  вместе  с
               саксами, которых он незадолго до этого обратил в христианскую веру, платя подать,
               особо  чтить  храм  Святого  Вита,  который  в  те  времена  пользовался  у  упомянутых
               народов наибольшим почетом. Ране платили дань, пока был жив Карл, однако после
               его смерти отказались и от уплаты подати, и от христианской веры. Они устроили в
               своем городе Арконе храм и установили там кумир Святовита, или, как его называет
               Кранц, Цвантовика (Zuantovich), то есть святого Вита. Мужчины и женщины каждый
               год  платили  храму  подать,  составлявшую  динарий  с  души.  Когда  же  соседи
               спрашивали их о подати, то отвечали, что довольны и Витом, который у них дома, и
               его  податью.  Так,  вновь  впав  в  язычество,  они  поклонялись  упомянутому  идолу
               Святовита. Сделан он был из дерева и был ростом с великана. Имел он четыре головы,
               как некогда Янус у разных народов, чтобы входящие в храм с каждой из сторон могли



               К оглавлению
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65