Page 62 - Славянское царство
P. 62

приносилась лепешка, выпеченная на закваске из муста. Она была круглой формы и
               такого размера, что за ней мог спрятаться человек. Туда направлялся жрец, прятался
               и укрывался за ней, вопрошая громким голосом, видно ли его. Если все отвечали, что
               не видно, жрец обращался к идолу с молитвой о том, чтобы в следующем году его
               было видно еще меньше. В таких заблуждениях пребывали ране на протяжении почти
               трехсот пятидесяти лет. Как пишут Видукинд Голландский (III) и Петр Крусбер (VI),
               за это время они вели неисчислимое число войн с многими народами, неся разорение
               не только прибрежным городам и местностям, но и, проникнув во внутренние части
               Германии, доставляя немало хлопот королям и императорам того времени. Однако
               Господь, чьи помыслы от нас скрыты, не пожелал, чтобы такой воинственный народ
               и далее пребывал в язычестве, и подвиг датского короля Вальдемара пойти на них
               войной. Снарядив против них весьма большой флот, Вальдемар, однако, понимал, что
               одному  ему  с  ними  не  справиться,  и  поэтому  взял  себе  в  союзники  поморских
               государей  Казимира  и  Богуслава  (Buggeslauo),  а  также  князя  славян  бодричей
               Прибислава.  Выступив  в  поход,  он  в  1167  году  победил  этот  свирепый  народ  и,
               накинув  петлю  на  шею  кумира  Святовита,  повелел  своим  солдатам  свалить  его
               наземь на глазах у славян, разрубить на куски и сжечь. Он разрушил и храм со всем его
               культом, забрав казну, и издал указ всем оставить идолопоклонство и обратиться к
               культу истинного Бога. И в этом им постоянно помогал, возведя за свой счет на Ране
               двенадцать  церквей.  Несмотря  на  это,  ранское  суеверие  в  Святовита  продолжало
               жить  и  продержалось  длительное  время  у  чехов,  пока  чешский  князь  Вацлав
               Блаженный  не  передал  им  для  всеобщего  поклонения  мощи  святого  Вита,
               полученные  им  от  императора  Оттона.  Однако  и  это  не  помогло  ему  полностью
               уничтожить  у  чехов  память  о  Святовите.  И  поныне  чехи  не  имеют  более
               торжественного и частого приветствия, чем приветствия под именем Вита. Принимая
               гостей  или  друзей  из  далеких  стран,  они  приговаривают:  «Витей,  Витей»,  радуясь
               тому, что они добрались целы и невредимы, как если бы это произошло по милости
               Святовита.  Этот  суеверный  культ  пытался  уничтожить  знатный  муж  Янимар,  брат
               Тетислава. Он правил ранами в то время, когда они были побеждены. Едва получив
               наставление в католической вере, он отважно и решительно принял святое крещение,
               повелев  всем  своим  подданным  вместе  с  ним  обратиться  к  новой  жизни  через
               священную  купель.  И  впоследствии  не  уставал  укреплять  их  с  помощью  своей
               проповеди в вере Христовой, так что казался вторым апостолом Павлом, призванным
               Христом. Исполняя апостольскую службу и действия то с помощью увещеваний, то с
               помощью  угроз,  он  обращал  к  вере  этот  грубый  народ,  превосходивший  по  своей
               свирепости зверей и проявивший наибольшее упорство при обращении среди всех
               славян Балтийского моря. В разные времена правили ими государи, перечисленные
               ниже.



                ПЕРЕЧЕНЬ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРЕЙ, ПРАВИВШИХ В ДРЕВНОСТИ НА ОСТРОВЕ РАН


                    Витислав, стал государем на Ране в 938 году от Рождества Христова и оставил
               после  своей  смерти  двух  сыновей:  Тетислава  и  Яромира,  из  которых  Яромир  стал



               К оглавлению
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67